Есть ли в наших школах хоть один электронный учебник? Увы, нет. В лучшем случае, PDF-версии бумажных книг или электронные формы учебников от издательств с небольшим интерактивом, например, тестами. А нужно совсем иное.
Каким должен быть школьный цифровой учебник, что от него требуется, останутся ли в нем домашние задания и упражнения?
Ученые Психологического института РАО ответили на эти трудные вопросы.
Первое — с цифровым учебником ребенок будет «общаться». Как это? Очень просто. Учебник должен «уметь» отвечать на действия ученика, моментально давать обратную связь. Условно говоря, решил задачку — выдал ответ — получил на экране «молодец» или «начинай сначала, есть ошибка». Посмотрел обучающий фильм — прошел проверочный тест — учебник сразу «выдал» результат…
Второе — цифровой учебник должен давать информацию в разных форматах. Это и текст, и графика, и видео, и звук…
Третье — в нем обязательно должны быть гиперссылки. Например, проходим по географии реки. Тут же могут быть ссылки на страницы, где ученики узнают химический состав воды и ее физические особенности, а также познакомятся с литературными произведениями, где описана, допустим, «Волга». Это, к слову, почти весь Островский, включая «Грозу».
Четвертое — учебник должен уметь «подстраиваться» под индивидуальные запросы школьника. Согласитесь, они разные, например, у тех, кто учится в спецклассе с математическим углублением и у тех, кто математику изучает в базе. Или у тех, кто имеет сложности со зрением или ментальные нарушения. Если у вас хорошее зрение, текст для вас будет черным на белом фоне, а если ребенок слабовидящий, то один щелчок кнопки — и текст станет желто-синим.
— А главное — с таким учебником можно взаимодействовать — к примеру, нажимать на выделенные термины и получать их определения во всплывающих окнах. Тот, кто забыл, что такое составное глагольное сказуемое или аллотропия, тут же получит подсказку. Интерактивный учебник иностранного языка имеет функцию озвучки: «кликаешь» на слово — в ответ получаешь информацию о том, как оно произносится, — рассказала кандидат психологических наук, ведущий научный сотрудник Психологического института РАО Наталья Борисенко.
Новые данные будут вноситься в цифровые учебники не раз в пять лет, как в бумажные, а каждые два — три дня. Звучит фантастически? Дело в том, что в некоторых странах именно такие учебники уже есть и именно так работают там редакторы.
В чем большой плюс цифровых учебников? Ученик получает возможность самоконтроля «в один клик», не дожидаясь, когда учитель проверит через неделю тетрадь с контрольной.
Наталья Борисенко замечает: «Работе с цифровым учебником школьнику поначалу придется научиться. Известно, что молодежь читает текст, как бы сканируя его, опираясь на какие-то определенные слова — идет быстрый поиск информации по ключевым словам. Значит, разработчикам учебников надо подумать о том, как сознательно замедлить чтение».
Тут помогут мини-задания, вопросы, которые заставят ученика «притормозить». А если требуется более осмысленное чтение, то никуда не деться от бумажных книг.