На 2021/2022 учебный год вузам выделено на 10 процентов больше бюджетных мест, чем в прошлом году. Об этом сообщил министр науки и высшего образования Валерий Фальков в ходе «Правительственного часа» в Совете Федерации.
— В этом году из школ выйдут 697 тысяч выпускников, вузам же выделено 542 тысячи бюджетных мест, из которых 422 тысячи для бакалавров и специалистов, — уточнил Фальков. — А значит, практически каждый второй выпускник будет обеспечен очным бюджетным местом, конечно, на конкурсной основе.
Фальков напомнил, что теперь контрольные цифры приема (КЦП) распределяются по новым правилам: запросы на бюджетные места формируют регионы с учетом потребностей экономики и демографии.
Валерий Фальков напомнил, что уже в 2020 году бюджетные места были существенно увеличены: буквально перед началом приема экстренно добавили 11 с лишним тысяч мест, причем более 9 тысяч из них ушло в региональные вузы. Студентами в итоге стали 69 процентов выпускников школ: 38 поступили на бюджет, 31 — на платные отделения.
Увеличение бюджетных мест по необходимым региону направлениям — один из основных шагов, который поможет адаптировать высшее образование к потребностям экономики. Но не единственный. Нужно развивать науку в региональных вузах, чтобы абитуриентам было интересно поступать в "домашние" вузы и участвовать в проектах.
По словам Фалькова, более четверти всех научных и образовательных ресурсов сконцентрировано в Москве и Санкт-Петербурге. В "центр" стремятся лучшие выпускники школ и зачастую не возвращаются. Регионы теряют самое ценное — талантливую молодежь. Как вернуть молодых специалистов? В минобрнауки большие надежды на программу "Приоритет-2030", в основе которой создание консорциумов вуз — НИИ. А примером для таких объединений должны стать научно-образовательные центры, которые работают уже второй год. "Опыт первых НОЦ показал: регионы стали активнее включаться в науку, предлагать свои гранты, специальные программы для молодежи, активнее стал и бизнес", — отметил министр.
Чтобы выпускники вузов соответствовали требованиям рынка и времени, в минобрнауки поработали с образовательными госстандартами, в том числе включили в них требования о формировании у всех студентов цифровых компетенций. И еще один важный момент — теперь у преподавателей-практиков не будут требовать ученую степень. До сих пор это было препятствием для многих опытных специалистов, которые готовы были вести практику у студентов, но не проходили по "учености".