Тот опыт, который мы получили во время вынужденной самоизоляции, оказался полезным: педагоги опробовали все существующие онлайн-площадки для проведения уроков дистанционно, родители примерили на себя роль тьюторов в мире возможностей, а дети поняли, что занятия из дома – это все же учеба, а не свободное время, которое можно провести в пижаме.
А что, так можно было?
Наталья Егорова – мама троих мальчиков. Старший пошел в нынешнем учебном году в 11-й класс, средний – в 7-й, младший – первоклассник. А еще Наташа – мама троих юных хоккеистов. Спорт занимает в их жизни огромное место, есть ранние утренние тренировки, вечерние (после школы), игры по выходным и спортивные лагеря в каникулы. Мальчики обожают игру и при этом неплохо учатся, но на то, чтобы выстроить качественную коммуникацию со школой, у мамы уходит больше сил, чем на сложную семейную логистику и построение графиков учебы и тренировок.
«Самое обидное – говорит Наташа, – это то, что все разговоры с администрацией сводятся к одному: если вашим хоккеистам нужны особые условия, переведите детей в спортивную школу. Но мы не ставим перед сыновьями целей стать профессиональными игроками. Спорт закаляет характер, волю, повышает самооценку. Пока никто из моих сыновей не показал бесспорных спортивных результатов, опираясь на которые, мы бы поняли, что у нас в семье растет будущий Овечкин. Как бы мы ни старались, на нас в школе смотрят как на большую проблему и время от времени высказывают детям нелицеприятные замечания. На мой взгляд, незаслуженно. Мотивация учиться падает, поддержки никакой, отношения с педагогами портятся… Когда весной занятия перешли в онлайнформат, снизился уровень бессмысленного контроля, ушли с повестки дня мероприятия, на которых «обязательно надо присутствовать», дети выдохнули. Сейчас со старшим ребенком мы перешли в экстернат, где часть занятий проводится удаленно, необходимые ему для поступления предметы он изучает с преподавателями по Скайпу
Школа? Курсы? Кружки?
Какую часть образования ребенка перенести в онлайн, решать родителям совместно с ребенком. Период самоизоляции показал, что далеко не все дети, которые считали дни до окончания учебного года и прыгали до потолка, когда уже в апреле не нужно было вставать в школу, спокойно выдержали пару месяцев дистанционного обучения. Им было трудно без разрядки, без движения, без общения. Ведь даже прогулка в школьном дворе, перемены, путь до школы давали возможность младшим школьникам и подросткам «распрямить пружину». Новый, довольно монотонный, ритм школьного дня перед экраном компьютера их очень утомлял.
С другой стороны, немало примеров, когда дети, которые лишились занятий дополнительного образования (на языковых курсах или в художественной школе), перейдя на новые онлайн-площадки, получали второе дыхание: там вдруг оказывалось интереснее! Немало молодых педагогов создавали образовательные стартапы и просто заряжали учеников своим азартом и нестандартным подходом!
Кому подойдет обучение онлайн?
Если говорить об общем образовании, то прежде всего тем, кто хочет многое успеть, ведь занятия онлайн экономят время на поездки к репетиторам. Спортсменам, иногда – олимпиадникам, которые стараются сосредоточиться на углубленной подготовке. Ребятам, которые не вписываются в школьные стандарты – тем, кто много болеет, вечно отстает или, напротив, опережает темп класса.
Детям с особыми потребностями. Существуют онлайн-площадки для тех, кто полностью перешел на домашнее обучение: дети проходят программу по методике онлайн-школы, подключаются к урокам в Сети или получают видео. График зачетов и контрольных, взаимодействие с тьюторами не дают им расслабиться. После пандемии в некоторых школах стал доступным формат заочного обучения.
Например, в Новой школе «Заочка» – это формат обучения для учеников 5–9-х классов, который совмещает в себе дистанционные, заочные и очные формы. Дети учатся заочно по индивидуальной образовательной траектории и в своем ритме, совмещая самостоятельную учебу дома, онлайн-уроки и очные занятия в школе. Это чем-то напоминает конструктор школы: можно выбрать ее элементы, исходя из своих запросов на развитие и представлений об эффективности и комфорте.
Приложения и сайты для самостоятельного изучения
Английский и физика, устройство человека и устройство Вселенной, мировая художественная культура и история музыки, школьная программа и факультативные курсы – сейчас в Сети можно найти максимум возможностей, чтобы учиться самостоятельно. Это помогает ребятам, которые с трудом преодолевают какую-то тему на уроках или, напротив, интересуются предметом сверх программы изучать предмет самостоятельно. Очень помогают и образовательные приложения – для закрепления материала, заучивания иностранных слов, расширения кругозора. Но это скорее подспорье, хороший инструмент, чтобы вытащить детей из соцсетей и заинтересовать предметом.
Елена Козаринова, мама десятиклассницы рассказывает: «В прошлом году дочь выбрала тему проектной работы «Образовательные ресурсы для тех, кто любит учиться». Она собрала и систематизировала сайты, онлайнплощадки, образовательные платформы, которые можно найти в Сети, – от известных, типа Arzamas, до совсем новых стартапов и зарубежных ресурсов. Опросила одноклассников и выпускников своей школы, подключила преподавателей курсов, куда она ходит. Получился полезный справочник, который хотели иметь все – и ее педагоги, и родители одноклассников, и друзья. Когда она завершила работу, я сама была поражена: сколько возможностей перед нами открыто и как мало мы об этом знаем!»
Как отследить результаты обучения?
Максим Азаров, основатель онлайнплатформы по обучению английскому языку «Новакид»
Мы понимаем, что игры – хорошо, но родителям важен результат. После каждого урока они могут посмотреть отзыв учителя, как все прошло, и запись урока. Но мы решили пойти дальше: на каждый языковой уровень проработали систему компетенций, которые усваивает ребенок: говорение, чтение, письмо, аудирование, словарный запас. Всегда можно посмотреть, что получается лучше всего, а над чем предстоит поработать. В конце каждого раздела (раз в 2–3 месяца) мы проводим срез знаний и выдаем сертификат о достижениях. Еще мы много работаем над материалами урока, все упражнения проходят тестирование. Какой вариант быстрее приводит ребенка к качественным результатам, тот остается в системе.
Элизабет Кровелецкая, автор учебной программы онлайн-платформы «Новакид»
Многие думают, что, установив приложение для изучения английского на телефон, выучат язык. Это одно из самых распространенных заблуждений. Приложение никогда не заменит общения. Да, вы можете учить слова, но вряд ли сможете употреблять их в контексте. Еще с меньше долей вероятности вы будете распознавать их синонимы в устной речи или в печатных текстах. Именно поэтому приложения не заменят уроков, особенно индивидуальных.