В наше время многие считают, что родительские собрания являются пережитком прошлого. Стоит отметить, что раньше были еще профсоюзные и партийные собрания. Сегодня же все вокруг ведут различные дискуссии о работе с подрастающим поколением.
Естественно, порой личная встреча педагога и кого-либо из близких ребенка просто необходима. В данном случае учитель и родитель могут поговорить один на один.
Однако бывает так, что весь класс постоянно прогуливает какой-либо урок. А что предпринимать, если девятиклассники принесли на школьную дискотеку вино? А если впереди выпускной бал? Как видите, без родительских собраний обойтись невозможно.
Практически в каждой ситуации родительское собрание представляет собой эмоциональный дискомфорт. Его испытывают обе стороны. Ни один педагог и ни один родитель не скажет, что родительское собрание – это приятное мероприятие. Оно является обязательным, но не является желанным.
Дело в том, что учитель и родитель, как правило, не могут договориться между собой. Педагогу свойственно винить во всех неприятностях членов семьи ученика. А что касается родителей, что они считают, что учителя не способны воспитывать своих подопечных. Таким образом, родительские собрания превращаются в разборки. Ниже перечисляются наиболее распространенные типажи присутствующих на подобных мероприятиях.
«Показушники». К первой категории «показушников» относят жен «новых русских». Как правило, они приходят в школу в шубах из натурального меха или в дорогих платьях. Они посещают собрания лишь для того, чтобы показать окружающим свое благополучие. Такие родительницы бесцеремонно рассматривают скромный костюм педагога и при этом полируют свои ногти.
Ко второй категории можно отнести интеллектуалок, которые ходят на данные мероприятия только для того, чтобы продемонстрировать свой ум. Они постоянно стараются поставить учительницу в неловкое положение.
«Галочники». Они, как правило, посещают собрания лишь для видимости, чтобы «поставить галочку». Такие родители не слушают то, что говорит педагог. Их мысли витают где-то далеко. В большинстве случаев, «галочниками» являются отцы. Известны ситуации, когда папа по ошибке заходит в другой кабинет и слушает совершенно другую учительницу.
«Заместители». Это гувернантки, старшие сестры и бабушки. Они во многом напоминают «галочников». Ведь они приходят лишь отмечаться. В большинстве случаев, «заместители» записывают в блокнот то, что происходит на собрании, а потом все докладывают родителям. Они могут не вникать в то, что говорит учительница, и все интерпретировать по-своему.
«Родители». Они приходят на описываемое мероприятие только для того, чтобы узнать, как обстоят дела у их чада. Ведь они сознают, какая большая на них лежит ответственность.
Мы также хотим перечислить основные типажи учителей
«Вась-Вась». Учительницы, входящую в данную категорию, постоянно кокетничают с мамами и папами. Подавляющее большинство родительниц – их приятельницы, которые помогают им решить какие-либо проблемы. К примеру, мама-врач может принять учительницу в своей поликлинике без предварительной записи.
Многие «Вась-Васи» устраивают собрания только для того, чтобы решить собственные проблемы. Стоит сказать, что они больше всего предпочитают организовывать данные мероприятия во время ремонта в своем жилище или накануне своего дня рождения.
«Человек настроения». Сегодня она – ласковый зверек. А вот завтра она может начать всех критиковать. Поэтому если классная руководительница является «человеком настроения», то родители, как правило, придумывают всевозможные причины, позволяющие пропустить собрание.
«Тревожный». Учитель, относящийся к данному типу, постоянно заглядывает в шпаргалку. По его смущенному лицу всегда струится пот. Он очень сильно нервничает, когда мамы и папы начинают задавать ему различные вопросы. В большинстве случаев, к «тревожному» идти на собрание бесполезно. Ведь он говорит не по делу. Собрание является для него пыткой. К данной категории относятся учителя-мужчины или вчерашние студенты, которые только-только окончили учебное заведение и устроились на работу.
«Авторитет». Он всегда чувствует себя уверенно. Учитель, входящий в данную категорию, говорит властным голосом. Он называет по фамилии как учеников, так и их родителей. Такой педагог считает, что ему все должны подчиняться.
Мамы и папы, приходя на собрание к «авторитету», не задают ему каких-либо вопросов. Ведь они испытывают страх перед ним. Если ваш ребенок попадет к учителю-«авторитету», то вы на собраниях будете ощущать себя школьником. Однако если вы пропустите собрание у этого педагога, то сделаете только хуже. Он устроит разгон и вам, и вашему чаду.
«Авторитет» часто требует у родителей учеников денег якобы на ремонт класса и экскурсии. Мамы не спорят с ним. Опасаясь осуждения, они выделяют из семейного бюджета требуемую сумму.
«Классный руководитель». Он всегда говорит спокойно на родительском собрании. В большинстве случаев, «классный руководитель» предпочитает индивидуальные беседы. Он не выставляет проблемы каждого подопечного на всеобщее обозрение.
Такой учитель устраивает собрание лишь в том случае, если ему нужно обсудить глобальные проблемы. Выслушав мнение мам и пап, он сам предлагает способы решения каких-либо ситуаций. «Классный руководитель» делает все возможное для того, чтобы найти компромисс. У вас нет необходимости пытаться подкупить его какими-либо презентами. Он любит всех своих учеников одинаково.
Если вы не желаете, чтобы родительское собрание было для вас испытанием, то вам необходимо помнить следующее.
Роль мамы сильно отличается от роли педагога. Родительница любит своих детей больше всех на свете. Причем она их любит просто за то, что они появились на свет. А вот что касается педагога, то для него все ученики одинаковы.
Вам не следует требовать от классного руководителя, чтобы он любил вашего ребенка. Учитель может испытывать симпатию к вашему чаду, а может относиться к нему с равнодушием.
Вы имеете право рассчитывать на понимание на стороны учителя. Но поймет ли вас педагог? Это зависит от его профессионализма.
Отметим, что каждое юное создание уникально. Поэтому педагоги должны искать подход к каждому ученику. А родителям следует помогать им в этом.
Помните, что далеко не каждую учительницу можно назвать «самонадеянной дурой». И не каждую родительницу можно назвать «наседкой». Постарайтесь стать единомышленниками. Неопытной маме желательно общаться с мамами, которые имеют нескольких детей, чтобы перенять родительский опыт.
Лучше всего, если собрание будет проводиться где-нибудь на природе или за чашкой чая. Отметим, что каждый человек имеет свои недостатки. Поэтому родителям и учителям желательно учиться друг у друга.