Развитие старших дошкольников
Дети 3−6 лет, как и более маленькие, много чего не должны. Например, декламировать Шекспира в оригинале в три, умножать в четыре и читать «Войну и мир» в пять. Однако есть определенные нормы развития, которые показывают, насколько тот или иной ребенок соответствует общей массе сверстников по знаниям и умениям.
Лучше всего дети развиваются через игру. Конечно, им можно показывать карточки, целенаправленно чему-то учить, но очень многое улучшается через те самые гонки и «дочки-матери», которые со временем так надоедают родителям. Многим детям важно и наличие компании ровесников, а некоторые могут часами играть в одиночестве. И то, и это — нормально и правильно.
Мелкая моторика дошкольников совершенствуется, например, в прописях, которые, впрочем, не так уж важны до первого класса. Дети отлично разовьют моторику, рисуя карандашами или красками, проходя хитроумные лабиринты на листочках и обводя по точкам картинки. То же и с устным счетом: можно давать книжки с примерами, а можно — играть в магазин, считать встреченные по дороге красные машины и сколько конфет из новой коробки ребенок съел, пока никто не видел.
Развитие речи дошкольников
Один из важнейших аспектов развития ребенка — правильная речь. Здесь важно соблюсти золотую середину: не паниковать, если трехлетний малыш не выговаривает «р» и не сидеть сложа руки, если четырехлетний ничего понятного не произносит. Хорошо развивают речь разговоры с ребенком и вокруг него. Но не те, которые доносятся из постоянно включенного телевизора, а диалоги родителей, братьев, сестер и прочих окружающих. Чем больше и правильнее они говорят, тем больше слов записывается в детскую память.
Для развития речи полезно читать детям книжки. Самые разные — и стихи, и прозу, необязательно совсем уж детскую, но и «50 оттенков серого» трехлетнему крохе декламировать не нужно. Таким образом тоже формируется словарный запас.
Если ребенок не хочет говорить, потому что родители и так прекрасно понимают его жесты и «э-э!», которое обозначает все понятия сразу, попробуйте притвориться, что понимать перестали. Не нужно игнорировать ребенка, делая вид, что вообще его не слышите (для многих детей это выглядит как ужасное наказание), просто переспрашивайте, что он имеет в виду. Малыш наверняка поначалу разозлится, но это быстро пройдет и с большой вероятностью он попытается называть вещи своими именами.
Исправлять ошибки в речи тоже нужно с умом. Например, если кроха сказал «танфан», ответьте ему не привычное «это неправильно, надо говорить «фонтан»!», а «молодец, это фонтан!». Тогда у малыша будет стимул говорить еще и исправлять ошибки самостоятельно.