Пальчиковые игры – это не только увлекательные и эмоциональные игры, но и очень полезные упражнения для развития моторики. Также они способствуют развитию речи и творческой деятельности. Нейробиологи и психологи, исследующие деятельность головного мозга и психическое развитие ребенка, обнаружили интересную закономерность: чем лучше у малыша развиты тонкие движения руки, тем лучше развит головной мозг. Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития мелкой моторики пальцев рук. Если у малыша ловкие, подвижные пальчики, то и говорить он научится без особого труда. Пальчиковые игры подходят для детей от года и старше.
Возраст ребёнка и особенности игры
От года до трёх лет. В таком возрасте детьми хорошо воспринимаются игры, выполняемые одной рукой.
С трёх до четырёх лет. Хорошо подходят игры с участием двух рук.
Старше четырёх лет. В играх можно использовать разнообразные мелкие предметы: шарики, орехи, кубики и всё, что подскажет фантазия.
Друзья — садоводы
Палец толстый и большой
В сад за сливами пошёл.
(Ладошка собрана в «кулачок». Отгибаем большой пальчик, выпрямляем его, затем сгибаем наполовину. Снова сгибаем и так несколько раз)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(Отгибаем указательный пальчик, далее «сгибаем-разгибаем»)
Средний палец самый меткий,
Он сбивает сливы с ветки.
(Отгибаем средний пальчик, «сгибаем-разгибаем» его. При этом нужно стараться не сгибать указательный и большой пальцы)
Безымянный подбирает,
(Отгибаем также безымянный, постараться не шевелить предыдущими пальчиками)
А мизинчик-господинчик
В землю косточки бросает!
(Отгибаем мизинчик)
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, —
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками — «лодочка плывёт»)
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме «лодочки» поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения руками — «лодочкой»)
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения — «рыбки плывут»)
Цель данного раздела — помочь родителям не только вооружить семью знаниями важности физического воспитания для гармоничного развития ребёнка, но и дать конкретные рекомендации, как осуществить эту работу дома, какие при этом использовать средства и методы, какие создать условия, как наладить рациональный режим, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым. Забота о здоровье ребёнка — это гарантия здорового образа жизни, которого он будет придерживаться даже тогда, когда станет взрослым. И, конечно, важно, чтобы был здоров ребёнок, должна быть здорова и мать.