Дети всегда в курсе всех новостей. Наша задача как родителей — объяснить им, что всё это значит.
В новостной повестке последних недель протесты под лозунгом #blacklivesmatter занимают важное место. Наши дети — так же, как и мы — читают новости, обсуждают происходящее в социальных сетях и смотрят YouTube. Мы полагаем, что сейчас самое время поговорить с ними о расе и национальности — и продолжать это делать в будущем.
Но в России нет расизма, это проблема США. Мы победили Гитлера!
К сожалению, в нашей стране расизм есть. Как и гораздо более распространенный национализм.
Будь это не так, не было бы массовой атаки на женщину, усыновившую ребенка, травли блогерки Марии Магдалены Тункары.
Не происходило бы нападений на национальной почве, преследования девушек и женщин во время Чемпионата мира по футболу.
Не существовало бы сдачи квартиры «только для славян» и лозунга «Россия для русских». Мы живем в государстве, объединяющем более 200 народов, но в Конституцию вносится фраза про «государствообразующий народ».
Но я никого не угнетаю, не обижаю и не дискриминирую!
Дискриминация называется системной именно потому, что находится в самой сути общественного устройства. Вы хороший человек, и это прекрасно. Но дискриминация собрана из множества кусочков мозаики, от крохотных до огромных.
Если есть возможность — стоит стараться менять мир к лучшему, совершая добро целенаправленно.
Почему мы должны обсуждать это со своими детьми?
Наши дети живут не в вакууме. Как и все мы, дети неосознанно впитывают настроения, установки и негласные нормы, существующие в обществе.
Наша ответственность как родителей — говорить о сложных вещах и важных процессах, не оставляя это на откуп социальным сетям.
Я учу своего ребенка, что цвет кожи, разрез глаз и национальность не важны
Если вы говорите, что раса и национальность не важны для дружбы, то вы, безусловно, правы.
Но проблема может быть в том, что «не замечая этноса», мы оставляем за бортом разговоры о национализме, дискриминации и дисбалансе власти.
Тем самым мы как будто говорим своим друзьям иных национальностей: «Вы потрясающие люди, мы вас любим, но мы не готовы говорить о вашем опыте столкновения с национализмом, антисемитизмом и дискриминацией. Давайте лучше пообщаемся о сериалах!»
Обсуждение дискриминации, безусловно, дискомфортно — в нашей культуре довольно слабо развиты навыки взаимодействия с чужой болью, гневом и горем.
Возможно, потому, что мы и с собственными чувствами не очень умеем взаимодействовать.
Но это важный процесс, через который нам, как обществу, пройти придется.
Так как говорить об этом с детьми?
Журналисты портала goodhousekeeping.com обсудили этот вопрос со специалистами и экспертами в общественных науках.
Вот некоторые из их рекомендаций:
Не пытайтесь делать вид, что расовых и национальных различий не существует
Одни исследования показывают, что к 3 месяцам дети более комфортно чувствуют себя со взрослыми, похожими на их родителей. Другие — что к 2,5 годам дети могут начать усваивать расовые предубеждения.
Если мы не обсуждаем различия, делая вид, что их не существует, только закрепляем статус-кво, не меняя мир к лучшему.
Эксперты выяснили, что разговор о расизме и национализме с маленькими детьми делает из них более осведомленных и уважительных, менее предубежденных подростков и взрослых.
Дошкольники: указывайте на этнические различия, но не давайте им оценки
У малышей есть естественная склонность указывать на различия, часто это происходит громко и публично («У этого мальчика темная кожи и кудрявые волосы! Я хочу их потрогать!»). Это, безусловно, хорошая возможность научить детей не показывать пальцем, не говорить о человеке за его спиной и не трогать без прямого разрешения.
Но ваша реакция не должна закрывать возможность дальнейшего обсуждения, даже если вы чувствуете себя очень неловко перед родителями того самого мальчика.
Это может дать ребенку понять, что вы испытываете негативные чувства относительно того, что этнические различия в принципе существуют.
Подчеркните важность вежливости (и недопустимости прикосновений без согласия), но будьте позитивны.
Да, у одного ребенка светлая кожа, у другого темная, у третьего зеленые глаза, у четвертого кудрявые волосы.
Но постарайтесь проследить, чтобы ваш малыш не называл других исключительно «чернокожей девочкой» или «цыганским мальчиком». В этом нет ничего плохого, но нельзя, чтобы этнос или раса стали исчерпывающей характеристикой или основным определением человека.
Дома разговор можно продолжить, прочитав вместе книжку или посмотрев мультфильм.
Будет очень полезно, если в вашей библиотеке будут книги с главными героями разного пола и этноса, куклы, изображающие людей различных рас и культур.
Младший школьный возраст: апеллируйте к врожденному чувству справедливости детей
Когда дети становятся старше, важно начать говорить не просто о расе и этносе, но и о национализме и расизме. Разумеется, это лучше делать в контексте, который дети смогут понять.
В младшей школе у наших детей очень сильна склонность к справедливому и несправедливому поведению. «Это нечестно!» — часто восклицают они по самым разным поводам.
Стоит использовать эту склонность для разговора о социальной несправедливости и дискриминации, обсудить основные права человека и историю борьбы за свободу.
Важно отметить, что национализм и расизм не победить, просто оставаясь дружелюбным ко всем, эти явления — часть нашего общества.
Пусть разговор выйдет за пределы «доброты» и переместится к обсуждению власти.
Кто устанавливает правила? Справедливы ли правила по отношению ко всем людям, или одни имеют преимущество перед другими? Что мы будем с этим делать?
Доброта важна, но сама по себе она не решит проблему, нужно действовать активнее.
Детям этого возраста важнее задавать вопросы, а не рассказывать слишком много самим.
Тема расизма и национализма запутана — причем, именно потому, что стоит на слишком шатком основании. Стоит опуститься на уровень ребенка и вместе осознать этот факт.
Подростки: помогите выработать навыки, чтобы противостоять давлению сверстников
Уже к 12 годам наши дети начинают бросать вызов взглядам и ценностям родителей, чтобы стать более независимым.
У подростков формируются собственные убеждения, а влияние сверстников начинает преобладать.
В этом возрасте важно не то, что мы говорим, а то, что мы делаем.
К сожалению, именно в подростковом возрасте дети усваивают большинство дискриминационных взглядов, касающихся как национальности, так и гендера.
Подростки пытаются встроиться в иерархию и могут использовать национализм для присоединения к «лидеру». Часто это ведет к буллингу и травле.
Покажите, что вы не считаете смешными мемы, анекдоты и комедийные ролики, основанные на расизме и национализме. И проследите, чтобы вы сами не транслировали подобных взглядов.
Поощряйте детей вмешиваться, когда они видят несправедливость, называть вещи своими именами и поддерживать тех, кто подвергается травле и насилию.
Научите детей признавать свои ошибки
И примите ответственность за ошибки собственные. Это одна из самых важных вещей, которой родитель может научить ребенка — причем, не только в национальных аспектах.
Мы бываем несправедливыми. Важно осознавать это, меняться и расти над собой, стремиться минимизировать причиненный вред и помогать другим. Стыд парализует, но ответственность дает нам силы для позитивных изменений.
Вы сталкивались с национализмом?
Не замечала такого
0%
Каждый день
0%
Читайте также: Полицейские на коленях, города в огне: как убийство простого парня перевернуло Америку
Интересно…
Хотелось бы еще почитать, присылайте на почту.
Отправить
Я соглашаюсь с правилами сайта
Спасибо!
Мы отправили на ваш email письмо с подтверждением.