Главная / Воспитание / От пупса до конструктора: как игрушки в СССР растили строителя коммунизма

От пупса до конструктора: как игрушки в СССР растили строителя коммунизма

Детища плановой экономики

В плановой экономике детским игрушкам уделяли много внимания. Выпускали их много, и не то чтобы на все вкусы – но в широком ассортименте. Причина была проста: непрекращающийся потребительский спрос, позволяющий выполнять те самые экономические планы. Мода приходит и уходит, а дети рождаются, играют и ломают игрушки день за днём и год за годом.

Ради выполнения плана иные «взрослые» заводы вводили в ассортимент своей продукции игрушку-другую. Конечно, просто сказать, что это выгодно, было мало, так что подводили идеологическую базу: сегодня, мол, ребёнок поиграет в наш игрушечный трактор, а завтра сядет за руль нашего настоящего трактора и даст стране отличный урожай. Приучаем к профессии с детства.

В результате выпускали разные игрушки к концу существования СССР более полутора сотен предприятий.

Плановая же экономика была и бичом игрушечного производства. Во-первых, чтобы ввести новую продукцию, всякий раз приходилось проходить несколько комиссий. Они рассматривали не только безопасность игрушек, их актуальность (конвертируемую в рубли) и возможность упростить и удешевить производство (понимать надо, ресурсы нужны на оборонку!), но и идеологическую подоплёку. «Просто развлекать» имели право игрушки для детей до трёх лет. И то уже в таком возрасте можно приобщиться к великой русской культуре и истории…

Каждая игрушка должна была доказать, что она помогает воспитывать будущего строителя коммунизма. Идёт ли речь о настольной или подвижной игре, о кукле или солдатике… В общем, к каждой из этих игрушек писалось обоснование: какие именно качества идеального советского человека она развивает. Иногда игрушки появлялись наоборот, по госзаказу. То есть государство хотело вырастить побольше учёных-химиков – советское предприятие в Прибалтике немедленно начинало выпускать набор «Юный химик». Но чаще речь шла о рабочих профессиях.

Из-за бесконечных бюрократических проволочек новые игрушки пополняли ассортимент фабрик и заводов много позже, чем могли бы. А уж как приспособились разработчики игр и игрушек любое, даже самое простое развлечение подвёрстывать к идеологическому обоснованию! Иной раз казалось, что больше всего фантазию игрушки развивают как раз не у детей, а у взрослых, пытающихся протолкнуть их через комиссию.

Воспитание и просвещение

Большинство обычных «развлекающих» игрушек проходили как воспитывающие характер или же познавательные. Прежде всего к влияющим на характер относились игрушечные воплощения персонажей детских книг, комиксов, сказок, мультфильмов. Так, советским детям покупали резиновых Карандаша и Карлсона, пластмассовых Буратино и Кота в сапогах, плюшевых Чебурашку и Винни-Пуха, не считая многих других книжных и киногероев.

Воспитательный момент состоял в том, что, во-первых, у них были добрые лица.

Это не шутка: обилие благожелательных, пусть и игрушечных, лиц, как считалось, настраивает на дружелюбное, позитивное взаимодействие с окружающими, напоминает о том, что вокруг – добрые советские люди, и так далее. А во-вторых, игрушка напоминала о том мультфильме или рассказе, по которой была сделана, – а значит, и о нравственном уроке, который ребёнок должен был вынести из увиденной или прочитанной истории.

То есть Буратино напоминал о дружбе, Кот в сапогах – о находчивости, Винни-Пух – о любознательности, Карандаш – о творческом подходе к любым проблемам. Трудно, правда, сказать, о чём напоминали Чебурашка и Карлсон, но наверняка и под них подвели своё обоснование.

Воспитанию служили и куклы. Чтобы не стимулировать интерес к половому созреванию, они должны были быть принципиально похожими на детей и не иметь половых признаков. Основной их задачей было воспитание девочек – матерями, а мальчиков – отцами (но только и исключительно в общей игре с девочками!). Впрочем, выпускали и куклы в костюмах сказочных персонажей, так сказать, два в одном.

А в двадцатых-тридцатых годах можно было купить кукол в форме лётчиков, почтальонов и врачей.

Другие игрушки должны были нести познавательный характер или приобщать к русским традициям. К первым относились резиновые, поролоновые, пенопластовые и целлулоидные звери, птицы и рыбы всех мастей. Ко вторым – матрёшки и животные в народных костюмах. Животных отливали из пластика и ставили на подставочку, как солдатиков, так что с ними можно было разыгрывать сказочные сюжеты, как в театре, или просто играть в сюжетные игры.

Естественно, на самом деле основные познания о внешнем виде львов и верблюдов, попугаев и павлинов дети черпали вовсе не с магазинных полок с игрушками, а дружелюбный Буратино в игре вполне мог сражаться носом, как мушкетёр шпагой, или дрыгать руками и ногами, как каратист.

Кстати, о солдатиках и «военных» игрушках

Их выпуск наладили ещё в двадцатых годах. В крупных городах дети могли купить красноармейцев в будёновках, игрушечные сабли и винтовки. Ходят легенды даже об игрушечной тачанке – тачке, на которой был установлен пулемёт и лежал пулемётчик. С такой тачки отстреливались на скаку, уходя от превосходящих контрреволюционных сил. Конечно же, вскоре присоединились к «военным» игрушкам лётчики и самолётики, моряки и кораблики.

На некоторое время крутой поворот произошёл в послевоенное время, после смерти Сталина. Страна официально провозглашала «Больше никогда» и «Пусть всегда будет солнце». Военные игрушки вроде как в официальную идеологию не вписывались. Притом доход в казну они приносили постоянный: ведь дети постоянно слышали, читали, смотрели в кино какие-то военные сюжеты и хотели их воспроизводить. Выход, конечно, нашёлся быстро. В США закупили формочки для нестандартных солдатиков – вроде индейцев, рыцарей и викингов – и принялись отливать сначала оловянных, потом пластиковых ирокезов, крестоносцев и покорителей северных морей. Такие игрушки считались уже познавательными… А играли в них точно так же, как в обычные солдатики.

Позже курс сменился на военно-патриотическое воспитание, и дети стали получать в подарок наборы советских солдат и матросов, изображающих безымянных героев Великой Отечественной. Кстати, в этих наборах встречались и женские фигурки – правда, несмотря на наличие лётчиц и снайперок, эти фигурки всегда были одеты санитарками.

Можно было покупать солдатиков и по одному, откладывая копейки, выданные на школьные обеды. Экономить на обедах было веселее вдвоём с другом. Тогда деньги складывались. На обед покупалась одна порция чего угодно на двоих и честно делилась. Остатки денег могли при этом не делиться, а идти в общую кубышку. Тогда купленные на них игрушки считались общими и играли в них вместе или по очереди.

Стране нужны рабочие руки

Во всём мире дети играли, изображая взрослых за их занятием, но только в СССР точно те же самые игрушки продавались, как приучающие к рабочим профессиям. Речь идёт, прежде всего, о многочисленных наборах, вроде парикмахера, техника, продавца и так далее.

Самым популярным набором был чемоданчик врача. И сама игра во врача детям нравилась (по разным причинам), и в «войнушке» наличие врача сразу позволяло усложнить правила, добавив к состояниям «убит» и «ранен» (в последнем случае сколько-то времени ты оставался неподвижным и стонал) ещё и состояние «вылечен» – то есть быстро возвращён в игру после ранения.

«Доктор» на команду полагался один, убивать и ранить его было нельзя, и он метался с чемоданчиком наперевес между рубящими друг друга саблями «чапаевцами» и «будёновцами». Часто роль «доктора» была единственным шансом для хилых детей поучаствовать в войнушке – иначе никто в команду не брал. Там, где дети очень сурово относились к гендерному разделению игр (оно поощрялось на официальном уровне), «доктора» также бронировали за собой девочки, жаждущие приобщиться к общей куче-мале.

Совсем как у мамы с папой!

Некоторые игрушечные вещи были вполне функциональны. Набор «Юный химик» предлагал нечто большее, чем возможность сделать красочный вулкан – там действительно можно было провести несколько простых опытов. Или взять из набора магний и сделать «бомбочку», которая наделает шума в школе (правда, вероятность разоблачения и вызовы родителей очень велика).

На игрушечных музыкальных инструментах можно было играть музыку! И речь не только о барабанах, ксилофонах и трещотках. Издавали нужные звуки при нажатии кнопок крошечные гармони. Многие дети впервые сыграли «Собачий вальс» на маленьком деревянном пианино. Крохотные пластиковые губные гармошки тоже использовались по назначению – на них часто разучивали и играли на улицах (из дома выгоняли родители) «Подмосковные вечера». Почему так популярна была именно эта мелодия, можно только предполагать.

Наособицу были конструкторы.

Один – из прочного цветного пластика, чисто игровой. Другой, самый популярный – из стали. Они представляли собой пластины с отверстиями для болтов, собственно болты и гайки, уголки. Ко всему этому великолепию прилагались гаечные ключи, колёсики (чтобы делать автомобили и экскаваторы) и некоторые другие детальки. Популярность совершенно не разноцветного стального конструктора в продаже объяснялась ещё и тем, что папы – любители сделать дома что-то своими руками – использовали его детали в своих бытовых улучшениях. Прочности хватало.

Наконец, на игрушечной швейной машинке можно было реально что-то сшить, из игрушечных чашек – пить холодный чай, а игрушечные бигуди из парикмахерского набора вовсю использовались перед утренниками по прямому назначению. Главное было, выпросить у мамы пива, чтобы завитая чёлка поутру держалась и блестела. В крайнем случае сходил сахарный сироп, но укладывать после него причёску было очень трудно. Впрочем, тот из наборов, что с бигуди, кажется, был из ГДР.

Ловкость и пространственное воображение

Хватало игрушек и на развитие спортивных качеств, которые тоже должны быть у строителей светлого будущего! Популярными игрушками на ловкость были бильбоке (стаканчик с привязанным мячиком – раскачай и поймай), бегемотики и дельфинчики (управляемые рычажками, чтобы можно было ловить подбрасываемые другими рычажками шарики и колечки) и тому подобные. Их можно было увидеть не в каждом доме и не в каждом детском садике, в отличие от кукол и персонажей мультфильмов, но всё же каждый советский ребёнок хоть раз пробовал одну из игрушек этого ряда в гостях у товарища.

А для развития инженерного мышления предлагались головоломки «Пятнашки», «Кубик Рубика», «Танграм» или «Пифагор», «Змейка» и «Цилиндр» или «Светофор» (известный в народе также как «кукуруза»). Были и гибриды, тренирующие ловкость и пространственное мышление сразу – разного рода лабиринты с катающимися хромовыми шариками. Популярнее всех был куб, но существовал и его «плоский» аналог – квадратный лабиринт под плоским пластиковым колпаком, из конца в конец которого надо было прогнать шарик, наклоняя квадрат то в одну сторону, то в другую.

На самом деле, список можно продолжать ещё долго. Вспомнить ржущего красного коня, коня педального (устроенного по принципу велосипеда), педальные же машинки. Ходячих осликов, черепашек и пингвинчиков. Игру «За рулём», настольную игру «Йога» (без каких-либо асан, конечно – просто на концентрацию внимания), настольные хоккей, футбол и баскетбол и разного рода игры с карточками. У каждого читателя будет свой набор «тех самых советских игрушек». Если вы соскучились по игрушкам тех дальних лет, то можно съездить в посёлке Токсово в Ленинградской области. Именно там находится Музей советской игрушки. Говорят, не ощутить себя снова в детстве внутри невозможно.

Источник

Смотрите также

Подросток и его комната. Инструкция для отчаявшихся родителей

Pexels: Ksenia Chernaya Я знаю довольно много родителей подростков, и эту шутку они уже даже не считают …

Добавить комментарий