Детки начинают говорить в разное время – это зависит от наследственности, окружения и того, насколько внимательно за его развитием следят родители. Не всегда то, что незначительно младший ребенок разговаривает лучше (более связно или с использованием большего количества слов), является признаком патологии. Но за развитием речевой функции необходимо тщательно следить уже с первых месяцев его жизни.
Малыш начинает внятно изъясняться к двум годам. Но уже к первому дню его рождения стоит убедиться в том, что он у него хороший слух, он понимает и воспринимает первичную информацию – узнает формы, цвета, части тела и т. д. К 2,5 годам его словарный запас составляет уже до 50 слов, а к 3 он начинает болтать без умолку. Понять, правильно вы все делаете или методика развития речевой функции нуждается в коррекции, поможет наш материал.
gpointstudio / Shutterstock.com
0-12 месяцев
Малопонятные звуки – начальная ступень формирования речи. Даже если малыш ничего, по мнению родителей, не осознает, с ним нужно заниматься соответственно каждому этапу развития речевой функции, которых в этом возрасте существует 4.
1. Крик
Это – первый безусловный рефлекс, с помощью которого ребенок заявляет о дискомфорте или определенных потребностях. В дальнейшем он начинает понимать, что таким образом может привлечь к себе внимание, и использовать его в качестве аналога общения. Интонация крика меняется примерно к третьему месяцу жизни – по ней мама уже может различать, что беспокоит малыша.
2. Гуление
С 2 и до 6 месяцев ребенок практикует различные комбинации звуков. Важно поощрять и учить его новым сочетаниям и интонациям, поддерживать зрительный контакт и не оставлять «фразы» без ответа – это является аналогом полноценного диалога для такого возраста. Кроха учится координировать взгляд, речь, реагировать на слова и подражать.
Olena Yakobchuk / Shutterstock.com
3. Лепет
С 6-7 месяцев ребенок начинает произносить самостоятельные открытые слоги – однократно, а после последовательно и осмысленно, превращая их в длинные речевые цепочки. Необходимо учить его повторять артикуляцию губ, читать ему ритмичные стишки и петь песни, обращаться именно к нему.
4. Слово
Если на стадии лепета тренировать щечки и губки ребенка, мотивируя его воспроизводить простые комбинации букв, то уже к 11-12 месяцам он скажет первое слово. В этом возрасте он ассоциирует предметы с их названиями – важно читать ему вслух, рассказывать о том, что происходит, описывать простые действия. Хорошей тренировкой артикуляционного аппарата считается выдувание мыльных пузырей. Звучащие игрушки – еще один эффективный инструмент для развития речевой функции, как и чтение простых стихов по ролям.
Merla / Shutterstock.com
1-2 года
После первого дня рождения ребенок уже многое понимает, но не может выразить свои чувства. К полутора годам он уже может обращаться к самым близким людям, воспроизводить некоторые подражающие звукам слова, обозначать понятия и предметы первым или ударным слогом.
В качестве вопросительного дети используют «слово» «Ы?». Не стоит запрещать им это делать, равно как и показывать пальчиками на интересующие предметы. Вместо этого отвечайте на воображаемый вопрос «Что это?».
1. Общение с ребенком
В этот период важно как можно больше объяснять малышу, увидев его заинтересованность, – рассказывать об окружающих предметах и своих действиях. Тактильный контакт также влияет на скорость запоминания слов. При рассматривании рисунков в детских книжках рекомендуется проводить параллели с некоторыми событиями из жизни малыша. Например, на картинке изображен мальчик, кушающий кашу. Расскажите, что он делает, насколько его угощение вкусное, напомните, что утром (вечером) ваш ребенок также с удовольствием ест это блюдо из собственной тарелочки.
Antonio Guillem / Shutterstock.com
2. Обобщение
Малыш должен понимать, что знакомый ему предмет – не единственный в своем роде. То есть существует много кукол, кубиков и т. д. Ему важно учиться взаимодействовать с различными предметами и понимать, что они относятся к одной группе. Например, яблоки бывают зелеными и красными. Попросите его принести зеленое яблоко, вместе попробуйте его на вкус, чуть позднее предложите взять красное яблоко и угостить им кого-то.
3. Детские стишки и прибаутки
Стишки и прибаутки необходимы для того, чтобы ребенок знакомился с окружающим миром. Они ритмичны, подразумевают возможность выполнения под «аккомпанемент» различных действий (умывание, чистку зубов, отход ко сну).
4. От слов к фразам
Примерно в 1,5 года (девочки – раньше, мальчики – чуть позднее) дети начинают строить простые предложения. Соединять слова в словосочетания их должны научить родители.
5. Играйте
Сюжетные игры помогают ребенку пополнять словарный запас. Он начинает обращать внимание на свои и чужие действия, воспроизводить сценки с игрушками, комментировать их.
Oksana Kuzmina / Shutterstock.com
6. Развивайте моторику
Тонкая моторика пальчиков положительно влияет и на речевой навык. В этом помогут как специализированные игрушки, так и подручные средства – перебирание, складывание и сортировка разных предметов небольшого, безопасного для малыша размера, упражнения с бумагой (сминание, комкание и т. д.).
2-3 года
В этот период нужно научить ребенка связно и чисто выражать свои мысли, следить за собеседником, развивать артикуляцию.
Полезны игры, направленные на развитие:
- моторики пальцев;
- силы голоса;
- слухового восприятия;
- правильного дыхания.
Blaj Gabriel / Shutterstock.com
Для развития навыка общения попробуйте следующие методики:
- говорите с собой – медленно описывайте свои действия короткими предложениями, задавайте вопросы и отвечайте на них вслух;
- рассуждайте о ребенке – комментируйте, что и для чего он делает, что будет в итоге;
- иногда притворяйтесь, будто вы не понимаете малыша, чтобы развивать в нем самостоятельность и мотивировать подбирать нужные слова;
- дополняйте его речь – повторяйте каждую фразу с большим количеством определений;
- не забывайте о стишках, потешках и ритмических песенках.
fizkes / Shutterstock.com
Что должно насторожить?
Признаки необходимости консультации со специалистом:
- в 12 месяцев кроха не реагирует на зов или другое обращение;
- к 2 годам малыш не узнает или не воспринимает то, чему его учили (формы, цвета, части тела, знакомые звери), а также отказывается от взаимодействия с другими детьми и взрослыми;
- в 3 ребенок не выговаривает большинство букв или перекручивает слова, ему тяжело составлять связные предложения.
Для полноценного развития речевого навыка малышу необходима практика и внимание родителей. Разговаривайте, играйте и наслаждайтесь тем, как он с каждым днем становится все более интересным собеседником.