Высшая школа экономики опубликовала первый в России отчет о «третьей миссии». В международной практике сегодня так называется вклад университета в развитие страны и регионов, общественно значимые проекты и инициативы, волонтерские и благотворительные акции, которые проводит вуз, меры соцподдержка студентов, работа со школьниками и абитуриентами.
Первые две миссии университета общеизвестны: передача знаний и научно-исследовательская работа. Почему сегодня все большее внимание — к «третьей»?
— Если первые две миссии больше сосредоточены на внутренней жизни университета, то третья направлена на изменения в обществе, — комментирует ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. — В рамках «третьей миссии» университет реализует цели устойчивого развития, инициирует внедрение технологий и инноваций. Вопросы расширения «третьей миссии» в вузах сейчас находятся на повестке дня и в Минобрнауки. Вышка решила стать первопроходцем и поделиться опытом.
Делиться есть чем: в отчете более 180 проектов, в которых университет выступает инициатором или партнером, по 12 направлениям. Здесь и о работе со старшеклассниками: волонтерский центр ВШЭ «взял под крыло» несколько школ в регионах. Студенты проводили с ребятами 5-11 классов онлайн-занятия по школьной программе. И о досуге для старшего поколения: ежемесячно в стенах университета организуются концерты для пенсионеров. Приглашения на мероприятия получают слушатели проекта «Московское долголетие». И об ответственном потреблении: в вышке много эко-инициатив. И о сотрудничестве с бизнесом, и о многом другом.
— Привычный образ университета — это достаточно замкнутый институт, чья работа сосредоточена, прежде всего, на передаче знаний и научно-исследовательской работе. Но сегодня ситуация меняется: университеты не только открываются городам, но и готовы менять регионы, — говорит проректор ВШЭ Валерия Касамара. — У российских университетов есть множество ярких проектов. Но практики отчетов о них пока нет. И здесь вузы проигрывают крупным корпорациям, для которых корпоративная социальная ответственность — неотъемлемая часть бренда.
Публикация такого отчета — важный шаг в развитии третьей миссии университетов в России. Эксперты ВШЭ уверены: он поможет всем вузам страны, покажет, как можно организовать свою деятельность по разным направлениям и рассказать о ней.
— Мы верим, что публикация отчета станет первым шагом к объединению работы университетов в общественно важных проектах и трансформации их в полноценные институты развития, — подчеркнула Валерия Касамара.