Олеся Лихунова — известная многодетная мама. У нее пятеро приемных детей и трое кровных, один из которых родился совсем недавно. Тысячи подписчиков олесиной страницы не устают спрашивать, как же она справляется с таким количеством детей. Олеся написала подробный пост с четкими правилами, которые, мы уверены, понравятся и вам.
Меня часто спрашивают, как можно управиться с семью детьми, если некоторые с двумя с трудом справляются. Хотя главные принципы воспитания от количества детей не меняются. И при том, что они очень простые, очень часто родители их не соблюдают и потом расстраиваются, что ребёнок неуправляемый.
В нашей семье есть чёткие правила поведения (что можно делать, а что категорически нельзя), которые обсуждаются заранее и действуют не зависимо от выходных, праздников, приезда гостей и т. п.
Наказание за нарушение правил тоже обсуждается заранее и настигает нарушителя автоматически. Это значит, что я не предупреждаю по сто раз (ой накажу, ух сейчас точно накажу) — максимум один. Наказание нельзя перенести на другое время, смягчить или как-то изменить. Поэтому мне не нужно нервничать, придумывать на ходу как наказать ребёнка и сомневаться, не погорячилась ли я. Моё дело только проследить, чтобы наказание последовало за нарушением. Спокойно, без нервов и угрызений совести.
Кажется, ну так просто, а на деле многие родители не выдерживают этой последовательности.
- То правило меняют неожиданно и то, что было обычно нельзя, вдруг за хорошее поведение или когда родитель сильно занят — разрешается.
- То предупреждают двести раз, но не наказывают.
- То наказывают, но не доводят до конца, а прощают раньше времени или из сочувствия («ну ладно, ладно, он понял, что так нельзя было себя вести»).
- То оправдываются тем, что у них такой редкий вид ребёнка, который не поддаётся обычным наказаниям («Не, наш на стуле не будет сидеть. Он просто выходит и идёт заниматься своими делами.»). В результате ребёнок манипулирует родителем, не воспринимает его слова всерьёз. Я такой ситуации просто не могу себе позволить. Мой авторитет не должен вызывать ни у кого из детей сомнение, иначе начнётся хаос. Каждый ребёнок должен знать, что у него есть главный взрослый, который принимает окончательные решения, который твёрдо знает как правильно, который защитит, успокоит, направит. Тогда ребёнок может оставаться ребёнком и спокойно играть и развиваться, ведь всё под контролем. Когда взрослый — главный и уверенный в себе, ребёнку хорошо.
Когда я начинаю сухо рассказывать про наши порядки, некоторые начинают думать, что у нас дома царит военная атмосфера, дети сидят тихо и боятся лишний раз пикнуть, а взрослые щёлкают зубами. Ничего подобного. Именно потому что всё чётко и ясно, у нас спокойная обстановка в семье. Дети ласковые, родители весёлые.
Ещё я уверена, что привычка строго соблюдать простые правила останется с ребёнком, когда он повзрослеет. И он не станет перебегать дорогу в неположенном месте, не оставит грязную посуду с вечера на утро и сможет устоять перед третьим куском торта)))
О том, как мы наказываем я уже писала, но про это всё равно часто спрашивают.
Младшие у нас чаще всего наказываются сидением на специальном стуле. Он стоит в прихожей и называется «наказательный». Старшие наказываются лишением чего-либо (десерта или просмотра телевизора) или ограничением свободы (все игры в пределах своей комнаты/пропуск прогулки).
Например. Кристина залезла в ящик Вадимкиного комода и без разрешения взяла оттуда увеличительное стекло. Я говорю, что брать чужие вещи нельзя, прошу стекло вернуть на место и отправляю Крис на наказательный стул на 5 минут, завожу таймер. Кристина громко топая и возмущаясь идёт на стул и сидит там сердитая. Таймер прозвенел, ребёнок свободен.
Или. Нина кричит: «Вадим, ты что дурак?». Обзываться у нас запрещено. На 9 минут на стул.
Или. Вадим проходя мимо пьющего из миски кота, хлопнул его рукой по спине. Котиков обижать запрещено. На стул на 6 минут.
Время на таймере выставляю по количеству лет. Если ребёнок балуется в углу (продолжает возмущаться и яростно бросается тапками), предупреждаю и время увеличиваю.
Пример второй. Старшие играют в Монополию. В какой-то момент Кирилл начинает кричать, потому что ему не везёт, и он проигрывает. Предупреждаю. Кирилл снова возмущается, кричит уже на грани плача, ссорится со всеми, бросает в игру фишками. Отправляется в свою комнату на час, чтобы успокоиться.
Или. Нина во время тихого часа разошлась и кувыркнулась через голову. Кувыркаться Нине запрещено, так как в голове стоит шунт. Три дня без магнитофона (она часть тихого часа читает, а вторую половину слушает аудио-сказки).
Или. Мария поленилась сделать домашнее задание по французскому и репетитор потратил время урока на его разбор. Гулять не идёт вечером.
Ещё у нас заведена определённая последовательность действий, которая строго соблюдается и потому облегчает мне жизнь.
Например, я не приношу обед, если в комнате не убрано после игры и стол не подготовлен. За пятнадцать минут до того, как разносить тарелки, я предупреждаю и старших и младших (это две разные комнаты с разными играми), что скоро обед. В комнате девочек дети убирают все бумажки и фломастеры с пола, протирают стол, складывают по местам книги, игры и прочие вещи. В комнате мальчиков младшие собирают весь конструктор и игрушки с пола в ящики, расставляют стулья по местам. Я проверяю, если всё идеально, то приношу обед. Если нет, то не принесу ни за что.
Или второй пример. Дети идут гулять, если в их комодах порядок. Не порядка — остаёшься, складываешь вещи. Пару раз Галя оставалась, потом стала заранее проверять комод перед прогулкой.
А вообще я стараюсь не нервничать по пустякам и воспитывать с юмором. Например, если я ставлю перед ребёнком тарелку с едой, а он не говорит «спасибо», я сразу молча уношу тарелку обратно на кухню. Кричит вдогонку «ой, да, спасииибо!» — возвращаюсь.
Второй пример. Приношу Вадиму ужин, а он начинает кричать, что не хочет есть такое горячее. Молча уношу кашу, приношу на тарелке замороженные блины из морозилки. Вадим с удивлением: «Ой, что это?» Я: «Ты не хочешь горячее, получай холодное!» Вадим: «Ну ладно, ладно, я хочу горячее!»
Третий пример. Открываю Галин комод, чтобы достать резинку для волос и замечаю, что в верхнем ящике фантики от конфет, какие-то бумажки и грязные салфетки. Запоминаю. После полдника приношу детям бананы, раскрываю один Кристине и кожуру бросаю в верхний ящик Галиного комода: «Дети, теперь на кухню не обязательно мусор относить, можно бросать сюда! Очень удобно!». Через полчаса в ящике уже идеальный порядок.
Четвёртый пример. Готовлю обед. Кристина стонет, что уже голодная и не может подождать десять минут. Говорю: «Ну ладно, ладно!» и выкладываю в маленькую тарелочку недоваренные макароны и кусочек сырой курицы. «Фу, мама что это? Я такое не буду!» «Ну ты же не можешь ждать как другие дети, а ещё не доварилось!» «Нет, я лучше подожду, чем есть такое.» И в следующий раз уточняет, скоро ли обед и доварилась ли еда))
Пятый пример. Если у Вадима что-то не получается, он начинает биться об пол, психовать, кричать и рыдать. Обычно я предупреждаю, что заберу конструктор, если он будет продолжать в том же духе. Иногда забираю, если продолжает. Недавно я сказала, что раз он такой маленький, что при каждой неудаче ревёт, то у меня есть верное средство: пустышка и памперс. Вадим захохотал, но кричать перестал. Теперь если что, я появляюсь в дверях, помахивая памперсом и пустышкой, и Вадим быстро приходит в себя, смеётся и говорит: «Ну всё, всё, не буду!»
Конечно, иногда бывают нестандартные ситуации, когда я вспыхиваю, ругаю, долго и горячо объясняю, почему так поступать или это говорить было нельзя. Даже обижаюсь, бывает. Но такое за прошедший год случалось довольно редко. По пальцам можно пересчитать такие случаи. То ли дети подросли, то ли все привыкли держаться в рамках принятых правил.
Всё течёт, всё меняется, конечно, будут ещё возрастные какие-то кризисы у детей. Но если мы с детьми слышим друг друга, то не сомневаюсь, что со всем мы справимся, всё переживём.
Источник: Олеся Лихунова/Фейсбук