Не всегда мы можем подойти к ребенку по первому его зову. Что же делать? Ответ очевиден – нужно приучать его к самостоятельности, причем не только к играм в одиночестве, но и к самообслуживанию и работе по дому.
ПО ПЕРВОМУ ЗОВУ
То, что малыши не любят быть одни – абсолютно естественно. С рождением сына у нас, как и в любой семье с появлением первенца, прибавилось и радости, и забот. Пока муж работал, мне приходилось и белье постирать, и обед приготовить, да и отдохнуть хотелось, а сын каждую минуту требовал внимания.
Я выдвигала детскую кроватку на середину комнаты, открывала все двери и занималась домашними делами, время от времени выкрикивая то из ванной, то из кухни объяснения, что я сейчас делаю и как скоро приду. Вряд ли сын понимал смысл слов, но он наблюдал за моими передвижениями по квартире, слышал мой спокойный голос и соглашался еще чуть-чуть подождать.
Пока малыш не передвигается самостоятельно, можно пытаться занять его яркой игрушкой. Но все-таки стоит по первому требованию ребенка возвращаться в детскую, тогда ваше отсутствие не будет впредь сопровождаться ревом – малыш будет знать: мама придет, как только он позовет. Когда наша дочка самостоятельно села, сын был просто счастлив, ведь к тому времени сестричка небезуспешно пыталась складывать пирамидку, стучала баночками, а это какие-никакие, а все-таки игры. Но двухлетнему и шестимесячному малышам договориться было, конечно же, сложно, опять нужна была помощь мамы. Решение было найдено: я посадила их на кухне у шкафа, из которого предварительно вынула колюще-режущие предметы и тяжелую мясорубку. Все были рады: кастрюлек для шумных игр хватало с избытком, а я могла изредка контролировать ситуацию.
Когда ребенок начинает ползать, для мамы настает пора большей свободы передвижения. В гостиной мама может разрешить малютке сбросить с дивана подушки, добраться до глянцевых журналов, на кухне – поиграть, например, с деревянной кухонной утварью. Такие занятия очень хорошо развивают мелкую моторику, и везде мама присмотрит за своим малышом, не прерывая готовки ужина или мытья пола.
НАШИ ПОМОЩНИКИ
Около годика дети начинают с большой радостью выполнять простейшие мамины поручения – относят тряпочку в комнату, приносят ложку со стола и т. п. Хочется напомнить на первый взгляд банальную, а на самом деле важную истину: труд сделал из обезьяны человека. Так что – приучайте детей к труду! Это у нас с вами, взрослых и порой сильно уставших людей, домашняя работа не вызывает особой радости, а для ребенка все в новинку, поэтому не упускайте возможности порадовать его новым делом и заодно принести пользу хозяйству. Во-первых, дети в состоянии сами умыться, почистить зубы и вытереть личико своим полотенцем, во-вторых, они могут сервировать стол: приносить или убирать чашки, тарелки, ложки, в-третьих – помогать маме готовить еду: лепить из теста печенье, подавать масло, баночки с солью, сахаром, крупами, в-четвертых – застилать свою кроватку (после нескольких тренировок все получится!) и собирать подушки, пока мама заталкивает в бельевое отделение дивана одеяло. А еще дети с удовольствием развлекают гостей-детей в то время, когда мама пьет чай на кухне с гостями-родителями. Конечно, этот список каждая из нас может скорректировать по своему усмотрению. Естественно, легче самой накормить ребенка или посадить его на горшок, чем дать любимому отпрыску чуть больше самостоятельности, а потом отмывать его в ванне от размазанной по всему телу пищи или еще чего похуже. Но поверьте, малыш быстро приобретет эти простейшие навыки, как приобрело их много поколений его предков.
УЧИМСЯ И ИГРАЕМ
Двигатель детской самостоятельности – это, конечно же, обучение ребенка разным новым навыкам и способам взаимодействия с окружающими предметами. Усвоив эти навыки и способы, ребенок сможет сам применять их в тех же или в несколько измененных условиях – так говорят детские психологи и педагоги. И мы учим малышей ползать, ходить и бегать, но их приходится учить и простому самообслуживанию – пользоваться горшком, подметать пол веником, если насорил, находить носовой платок и вытирать себе нос и т. п. Все эти уроки малыш усвоит лучше и быстрее, если преподносить их в игровой форме. Например, вы учите ребенка самостоятельно кушать – попадать ложкой в рот. Посадите рядом куклу, которую легко отмыть, и пусть малыш попробует и ее «накормить». Скоро вы обнаружите, что теперь любимое чадо пытается самостоятельно накормить с ложечки всех вокруг себя: папу, родственников, друзей и плюшевых медведей. Такие «кормежки» не только закрепляют полученный ребенком навык, но и делают более разнообразной его игровую деятельность.
Чтобы малыш не переутомился и ему не стало скучно, маме нужно успеть вовремя сменить для него занятие. И здесь поможет творчество – одна из важнейших составляющих деятельности ребенка. Можно рисовать пальчиком по рассыпанной на столе муке, а можно – красками по листу бумаги. Можно наточить цветные и простые карандаши, научить пользоваться ластиком. Можно достать коробку пластилина и подготовить юному скульптору рабочее место для лепки. Я сознательно не упоминаю здесь ножницы и клей, ведь мы говорим о занятиях и играх без участия мамы. Увлекательных занятий масса, они, конечно, вдвое интереснее вместе с мамой, но если она на минутку отошла, эта минутка тоже не пройдет даром.
В нашей семье самое любимое занятие – рисование на большом листе ватмана. Я точу карандаши, раскладываю ватман на полу, потом мы выбираем тему для рисования, например, Африка, и я рисую в общих чертах карту Африки. Дети с большим увлечением прорисовывают подробности (пирамиды, реки, пустыни). Играть в африканских животных или в доктора Айболита на самодельной карте ребятам намного интереснее, чем на покупной, тем более что всегда можно дорисовать недостающие объекты. Предлагая ребенку то или иное занятие, не забывайте учитывать уровень его развития и, в частности, готовность к самостоятельной деятельности: если малыш только-только начал ходить, почти все его время занято этим новым умением, прочие игры и занятия могут уйти на второй план. Ребенку постарше нужно напоминать, какая работа и занятия ждут его в течение дня, чтобы он учился планировать свое свободное время – тем ценнее и долгожданнее для него будет время самостоятельных игр. А самое главное – ребенок должен понять, что когда он что-то делает сам, он уже помогает родителям и это очень важно для них. Ну а если он целый день не просто занимался тихонько своими делами и не мешал маме, а подмел пол, вымыл посуду, придумал новую игру для младшей сестрички, то он – просто молодец!