Многие мамы шутят, что сначала родители пытаются всячески научить малыша разговаривать, а потом не могут заставить и немного помолчать. Но бывают ситуации, когда время идет, а кроха все никак не может начать говорить.
Если ребенок понимает вас
Для начала необходимо сказать, что определенные нормы, установленные неврологами и логопедами, являются сугубо относительными понятиями. Конечно, первые три года жизни малыша очень важны и являются самым благоприятным для развития речи, однако стоит понимать, что каждый развивается по-своему.
Часто бывает, что к трехлетнему возрасту молчун неожиданно начинает говорить. На самом деле он все это время просто подкапливал словарный запас. Важно также учитывать, что желание общаться со сверстниками во многом способствует развитию речи. В любом случае не волнуйтесь, главное – чтобы малыш понимал вас и окружающих людей, выполнял просьбы и общался всеми доступными ему средствами.
Для того чтобы в словарике ребенка появились первые слова «дай», «мое», он должен овладеть словом пассивно, то есть к этому моменту кроха должен понимать, чего от него требуют родители. Например, если годовалого малыша попросить показать любимую игрушку или кроватку, он должен сделать это без проблем. Также он должен стараться вести диалог с людьми на том уровне, на котором пока что у него получается это делать.
В целях того, чтобы ребенок как можно лучше понимал обращенные в его адрес слова, родители должны больше общаться с ним. Делать это надо уже с первых дней жизни и постоянно.
Полезные упражнения для развития речевых навыков
1. Не надо все понимать. Конечно, заботливая мама всегда знает, что хочет в тот или иной момент ее ребенок и старается удовлетворять его желания, даже если он просит обычным мычанием или жестом. Это как раз тот случай, когда забота идет во вред. Постарайтесь спровоцировать малыша на речь, сделайте вид, что не понимаете, чего он хочет. Попросите повторить его несколько раз. Такая стимуляция очень полезна и вскоре может научить ребенка самому просить что-то с помощью слов.
2. Использовать интонацию. Старайтесь применять несколько типов речи. Во время игры можно говорить с выражением, а в бытовой обстановке не окрашивать слова эмоционально. Так вы поможете карапузу стимулировать речевые центры.
3. Ловкость рук. Давно известно, что на развитие ребенка прямым образом влияет ловкость его пальчиков. Благодаря тому, что кроха играет с мелкими предметами, у него повышается способность правильно определять звук и произносить его. Можно попросить малыша поиграть с крупами, горохом, построить башенку или даже попытаться застегнуть пуговицы.
4. Имитация животных. Если ребенок уже научился произносить многие звуки, ему будет полезно подражать животным. Можно спрятаться за ширму и поочередно имитировать разных животных, демонстрируя их малышу. Скорее всего, он также захочет попробовать поиграть с вами в спектакль.
5. Чтение. Попробуйте почитать вслух стишки, которые ребенок хорошо знает, а последнее слово забудьте. Если малыш его помнит, то обязательно поможет вас закончить стихотворение.
Важно помнить, что такие занятия должны не только приносить пользу, но и доставлять удовольствие ученику.