В форме игры или разговора — существуют разные стратегии разбора проблемной ситуации
Два первоклассника спорят на детской площадке, играя в футбол с группой детей. Один называет другого мошенником и угрожает рассказать об этом учителю. Другой мальчик кричит в ответ, что он не мошенник, но что он больше не хочет играть с другим мальчиком. Он уходит с поля для футбола, опустив голову — игра продолжается без него. Налаживание дружеских отношений — это процесс, и на его пути обычно бывает несколько неровностей. Хотя эти взлеты и падения могут показаться незначительными, обида между друзьями может привести к недоброжелательному общению и изменению дружеских отношений. Например, мальчик, которого назвали мошенником, решил положить конец этому конфликту, уйдя, но на самом деле конфликт так и не был разрешен.
Навыки разрешения конфликтов играют важную роль в развитии здоровой дружбы. Например, ребенок, который изо всех сил пытается справиться с разочарованием, может спроецировать это разочарование на друга. Ребенок, которому трудно найти решение проблем в дружбе, может чувствовать себя безнадежным, когда возникает спор. Ребенок, который не знает, как выразить свои чувства словами, скорее всего, замолчит и уйдёт от спора, когда произойдет конфликт. Хорошая новость в том, что маленькие дети могут научиться управлять эмоциями и конфликтами, чтобы научиться справляться с непростыми дружескими ситуациями. С помощью нескольких стратегий дети могут решать проблемы и поддерживать дружеские отношения, даже когда возникает конфликт:
Научите приему светофора
Попросите ребенка закрыть глаза и представить светофор. Когда горит красный свет, ему следует сделать три глубоких вдоха и подумать о чем-нибудь успокаивающем. Когда индикатор загорится желтым, пора оценить проблему. Сможет ли он справиться с этим самостоятельно? Нужна ли ему помощь взрослых? Когда загорится зеленый свет, выберите стратегию (попросите о помощи, выйдите на улицу и побегайте, поработайте над компромиссом) и попробуйте решить конфликт. Этот приём максимально понятен для ребёнка, но при этом учит его правильно обращаться со своими эмоциями.
Образцовая эмпатия
Для маленьких детей естественно переполняться сильными эмоциями, когда они сталкиваются с проблемой взаимопонимания в дружбе. Иногда небольшое разногласие кажется огромной проблемой. Выслушивание и проявление сочувствия не только помогает детям чувствовать себя услышанными и понятыми, но также помогает им научиться сопереживать другим. Когда ребенок подходит к вам, чтобы выговориться о проблеме с другом, смотрите ему в глаза и сопереживайте. «Похоже, тебе сегодня было тяжело со своим другом. Я слышу, что ты расстроен», — показывает ребенку, что вы слышите и понимаете, через что он проходит. Для детей нормально испытывать острые эмоции, но важно то, что они делают, чтобы справиться с этими эмоциями. Обращение к родителям за поддержкой — отличная стратегия «выживания». Родителям не нужно решать все проблемы. Обеспечение безопасного пространства для разговора и самостоятельной обработки ребёнком собственных эмоций — лучшая поддержка.
Практикуйтесь в разговоре о чувствах
Маленькие дети обычно быстро реагируют на неприятные события. Быстрая реакция на разочарование через черно-белое мышление и обвинение — обычная эмоция на проблемы дружбы у маленьких детей. Им нужно научиться говорить о своих чувствах в здоровой и спокойной манере. Научите ребенка использовать утверждения «Я чувствую», когда он расстроен из-за друга и хочет обьяснить ему причину, не вступая в открытый конфликт. Когда дети учатся использовать эти утверждения, они сосредотачиваются на том, как поведение других повлияло на них, не прибегая к обвинениям. «Я злюсь, когда что-то выхватывают у меня из рук. Пожалуйста, не делай этого» или «Я чувствую себя одиноким, когда меня не берут в игру на перемене. Могу я присоединиться к вашей группе в следующий раз?» — такие фразы позволяют другому ребенку понять, что чувство одиночества ранит, и одновременно предлагает решение проблемы.
Практикуйте мозговой штурм
Хотя может показаться, что проще помочь детям решить проблему, говоря им, что делать, но все же дети лучше решают проблемы, когда учатся находить решения самостоятельно. Возьмите чистый лист бумаги и маркеры разных цветов. Попросите ребенка описать, что произошло, от начала до конца с его точки зрения. Когда он закончит, попросите его выбрать цвет и придумайте три возможных решения проблемы, которые могут сработать. Затем попросите его встать на место подруги и попытаться пересказать историю с ее точки зрения. Это может быть сложно и потребуется несколько попыток. Наконец, попросите ребенка найти точки соприкосновения. Есть ли решение, которое подойдет для обоих? Если нет, придумайте еще три решения, которые встречаются посередине. Глядя на проблему с разных точек зрения, дети учатся сопереживать своим сверстникам и искать решения, которые подойдут всем.
Сделайте банку из палочек для решения проблем
Скорее всего, ваш ребенок придумывает множество потенциальных решений, когда вместе с вами обсуждает стратегии решения проблем. Запишите их на палочки для мороженого и храните в стеклянной банке. В следующий раз, когда ваш ребенок изо всех сил пытается придумать работоспособное решение проблемы со сверстником или братом или сестрой, предложите ему посмотреть в банку и попробовать найти его там.
Подготавливая детей со стратегиями, позволяющими справляться с этими неприятными ситуациями, они могут лучше преодолевать препятствия и сохранять дружеские отношения.