Photo by Adam Winger on Unsplash
Рассказывает Ольга Величенкова, кандидат педагогических наук, доцент кафедры логопедии Института специального образования и психологии МГПУ, научный эксперт Ассоциации родителей и детей с дислексией, член Российской ассоциации дислексии, научный руководитель Центра помощи детям с трудностями в обучении.
Чем занимается логопед
Обычно родители считают, что логопедическая помощь – это только постановка трудно дающихся ребенку звуков (например, «ш» или «р»). Но на самом деле логопед занимается развитием всех компонентов речевой системы. В том числе произносительной стороной речи, и не только произношением звуков. Ребенку может понадобиться помощь фонопеда – то есть логопеда, который занимается коррекцией нарушений голоса. У ребенка могут быть проблемы с фонематическим восприятием – различением похожих звуков: звонких и глухих, шипящих и свистящих. Заметим, что хорошее фонематическое восприятие – обязательное условие успешного овладения грамотой. Логопед обращает внимание на грамматику и словарный запас. От их состояния зависит не только наше умение писать грамотно, орфографический навык, но и вообще успешность обучения. Произношение, словарь, грамматика – компоненты речевой системы, и всеми ими занимается логопед. Но есть речевые трудности, которые связаны не с языковыми средствами, а с возможностью их применения – например, заикание.
Все, что касается речи, устной или письменной, – это предмет логопедической работы.
Когда надо идти к логопеду
Речевое развитие вариативно. Доказано, что речь по-разному развивается у мальчиков и девочек (у мальчиков несколько позже), в разной социальной обстановке. Развитие речи зависит не только от нейробиологических особенностей, с которыми рождается человек, но и от среды – от того, в каких условиях воспитывается ребенок, где живет, с кем общается, даже от материального уровня родителей.
Photo by Adam Winger on Unsplash
Родителям вряд ли стоит самостоятельно принимать решения, касающиеся оценки речевого развития детей, судить о степени сформированности речевой системы. Сейчас логопедическая диагностика выведена из системы диспансеризации, так что диагностическую консультацию у логопеда можно получить только если родитель сам ее запросит. Это большая ошибка: взрослые не всегда понимают, что ребенку нужна помощь, поэтому логопедическую диспансеризацию обязательно надо вернуть в систему образования и здравоохранения.
В некоторых важных возрастных точках надо просто посетить логопеда и невропатолога.
Прежде всего – когда ребенку исполнится полтора года, – это тот возраст, когда мы ожидаем появления фразовой речи. В три года – когда ребенок идет в детский сад и мы выбираем программу обучения. Кроме того, посетить логопеда стоит в пять лет, когда должно сформироваться произношение, затем – перед поступлением в школу (в шесть с половиной или семь с половиной лет), чтобы оценить необходимость психолого-педагогического сопровождения, профилактики школьных трудностей, и во втором классе, чтобы понять, в каком состоянии находится письменная речь. Эти контрольные точки обязательно надо пройти: у каждого возраста свои «речевые достижения».
С какими еще проблемами надо идти к логопеду?
Если ребенок получает двойки по русскому языку: путает и пропускает буквы на письме, делает орфографические ошибки – это означает, что следует проконсультироваться со специалистом. Неуспеваемость – всегда повод для обращения к логопеду, поскольку за ней могут стоять особые расстройства письма – дисграфия или дизорфография.
Сейчас принято считать, что нелюбовь ребенка к чтению вызвана тем, что он слишком увлечен гаджетами. Но если ребенок не хочет читать, у него просто могут быть трудности с чтением. Мы не любим делать то, что у нас плохо получается. Как понять, что проблема есть? Самый простой способ — измерить скорость чтения и понаблюдать за ошибками. Кроме того, логопед попросит пересказать текст и будет следить за полнотой пересказа, сохранением деталей, причинно-следственных связей. Так становится понятно, хорошо ли ребенок понимает прочитанное. Если страдает техническая или смысловая сторона чтения – это может быть дислексия.
Если страдает техническая или смысловая сторона чтения, это может быть дислексия. Photo by Adam Winger on Unsplash
С проблемами письма и чтения логопеды работают не только в начальной, но и в средней школе. Получить бесплатную логопедическую помощь и особые условия для сдачи экзаменов в 9 и 11 классе можно, если пройти психолого-медико-педагогическую комиссию. Но сделать это надо вовремя: до школы или как только вы заметили трудности с обучением.
В профессиональных кругах осведомленность о проблемах дисграфии и дислексии в нашей стране выше, чем кажется. Об особых трудностях с речью, чтением и письмом, которые мешают детям учиться, знают практически все логопеды и 70-80% педагогов, работающих в школах. Хуже всего осведомлено население – знает, что такое дислексия, только 13% взрослых.
Где получить логопедическую помощь
Здесь у родителей есть несколько вариантов. Можно обратиться в центры психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС-центры). Там можно получить логопедическую помощь бесплатно. Но если ребенку требуется длительное сопровождение обучения, адаптация программы, то необходимо получить рекомендацию психолого-медико-педагогической комиссии (ПМПК), которая даст заключение о наличии у ребенка ограниченных возможностей здоровья. Тогда в детском саду, школе или ППМС-центре ребенка будут доступны логопедические занятия на протяжении всей ступени обучения.
Кроме того, сейчас ребенок может посещать педагога и психолога даже дистантно. Правда, именно для коррекции речи дистантная форма не очень удобна из-за задержек звукового или видеосигнала. В этих условиях трудно помочь ребенку с проблемами фонематического восприятия: ведь нужно ориентироваться на артикуляцию. Тем не менее, это выход для тех семей, у которых нет доступа к профессиональной помощи по месту жительства. Родители из маленьких городов также могут консультироваться со специалистами онлайн, посещать тренинги для родителей, где учат определенным приемам помощи.
Может ли грамотный родитель сам справиться с проблемой
Родителям, решившим заняться самообразованием, не нужно пытаться осваивать все сферы профессиональной деятельности логопеда. Сначала следует проконсультировать ребенка у специалиста — вживую или в Интернете. Проблемы с речью у ребенка могут возникать по разным причинам: например, это могут быть какие-то центральные нарушения, связанные с обеспечением речи как высшей психической функции, а могут быть результатом дефектов иннервации артикуляционного аппарата. Внешне эти проблемы могут выглядеть похоже для родителя, но они разные и требуют разных стратегий помощи. Это поможет выяснить специалист.
После консультации и определения точной проблемы с речью следует понять, каким образом помогать ребенку. Специалист направит родителей, посоветует литературу или интернет-ресурсы (в том числе вебинары и тренинги), настольные игры, массаж или дыхательную гимнастику — те практики, которые может использовать семья.
Надо понимать, что обычно найти быстрое решение проблемы, даже за большие деньги, невозможно: развитие речи требует времени, этого нельзя добиться за 10-15 дней.
Если обращаться в платный центр
Если родители хотят обратиться в платный центр для решения проблем ребенка с устной или письменной речью, им следует обратить внимание на несколько пунктов.
Во-первых, одной универсальной методики избавления от дислексии и дисграфии нет, как нет одного лекарства от головной боли. Голова может болеть по разным причинам. Проблемы с чтением и письмом также могут возникать вследствие разных когнитивных дефицитов.
Во-вторых, не существует методик «быстрых достижений» (помощь за 10-15 занятий). Пожалуй, единственный случай, когда можно помочь быстро, связан с эмоциональным состоянием ребенка. Если у ребенка проблемы с успеваемостью и постоянные ошибки из-за эмоционального дискомфорта, его можно вывести из этой среды и увидеть улучшения, – но это не логопедическая работа, а работа психолога. А для коррекции когнитивных проблем не существует “быстрых” методик. Невозможно стать грамотным за 2 недели. Помощь при проблемах в обучении – это, как правило, логопедическое и психологическое сопровождение в течение всей начальной школы (возможно, и в дальнейшем). Это зависит от того, насколько быстро ребенок догоняет сверстников, откуда он «стартует».
В-третьих, в педагогической методике не может быть коммерческой тайны. Родители должны знать, чем занимаются с ребенком, как это делается. Кроме того, взрослым стоит поинтересоваться, есть ли научное обоснование у методики, предложенной автором. Писал ли он когда-нибудь о своих научных достижениях, обосновывал ли метод? За методом обязательно должно стоять что-то кроме бытовых теорий. Доказательность и открытость – важные моменты.
Что зависит от родителей?
Единственный совет, который здесь можно дать – это разговаривать, общаться, обсуждать и обязательно читать ребенку вслух литературные тексты. Это лучший способ получить образцы хорошего русского языка, которые не получить другими методами – например, через игры, тренажеры и пособия.
Важно показать ребенку свое отношение к красивой речи, показать увлечение литературой, поэзией, разделить это чувство радости и сопереживания. Хорошая практика – совместное чтение. Это не только чтение ребенку вслух, но и совместное разглядывание иллюстраций, обсуждение; это ничем нельзя заменить.
В конце концов, логопедическая помощь – это не только отработка стандартов, речевых моделей. Логопедам тоже стоит интересоваться детским чтением и детской литературой, включаться в общение с родителями. Помочь ребенку можно, если работать вместе.