Что важнее — «Обломов» или хип-хоп? Что труднее — выучить, переучить или разучить человека? Как избавиться от тревоги обучения? Об этом «РГ» рассказал профессор кафедры социальной психологии психологического факультета МГУ Тахир Базаров.
Тахир Юсупович, цифра стала жизнью для молодых. С очень реальными доходами. Среди блогеров, инстаграмщиков, тиктокеров (а тут немало школьников) есть миллионеры, и не только рублевые. Спроси этих ребят, кто написал «Обломова» или «Героя нашего времени», могут и не знать. Традиционная школа для молодых устарела, учиться им больше не надо?
Тахир Базаров: Это очень сильные ребята. Они очень много учатся, я бы даже сказал: они учатся 24 на 7. У них своя система обучения, свои «предметы». У каждого из них есть своя особая история, которая привела к тому, в чем они преуспели. Секрет их обучаемости в том, что они с легкостью помогают друг другу. При всем этом они более идеалистичны, чем старшее поколение.
У них другая субкультура, но в ее основе тоже протест, отрицание. Так они преодолевают лицемерие взрослых, противостоят этому. Они живут на высоких скоростях, быстрее усваивают информацию, но и быстрее забывают.
Известный американский философ Элвин Тофлер говорил: «Безграмотными в 21 веке будут не те, кто не умеет писать и читать, а те, кто не умеет учиться, разучиваться и переучиваться». Секрет успеха в том, что молодые легко разучиваются. По мнению Тофлера, человечество сейчас переходит к новой технологической революции — сверхиндустриальной. В обществе появится множество субкультур и стилей жизни, а информация заменит большое количество материальных ресурсов. Собственно, сейчас мы это видим, а информация стала материальным ресурсом, приносящим доход.
А если человек не умеет «разучиваться»? Можно этому ли научить? Есть методики?
Тахир Базаров: К сожалению, пока нет ни одной методики, которая была бы нацелена на забывание навыков. Мы со студентами ставили интересный эксперимент. Детям в школе задают учить наизусть стихотворения.
Часто учителя требуют, чтобы ученики, читая стихотворение наизусть у доски, смотрели в одну точку и не отвлекались на одноклассников, на вид из окна и прочее. Мы пытались переучить их. Это возможно тогда, когда второй навык перекрывает первый. Получилось.
Был еще эксперимент: учили взрослых людей жить в перевернутом мире — давали специальные очки, которые надо было носить постоянно. А в них — все вверх ногами. Из 100 человек до конца эксперимента дошли только 20. Вот эти 20 сумели посмотреть на себя со стороны и принять новые условия существования.
Одна из компаний провела недавно интересный эксперимент в глубинке и выучила за свой счет 200 человек. Это были женщины примерно 35 лет, к которым предъявили три требования: хорошее знание русского языка, умение оформить аккаунт и написать текст по заданному скрипту. Так вот, самым сложным для большинства оказалось выполнить первое условие. Выходит, цифровой экономике все же нужны люди, владеющие литературным русским языком — прежде всего, письменным?
Тахир Базаров: Язык и мышление неразрывны. Кто ясно мыслит — ясно излагает. Молодежь сегодня грешит клиповостью, ее язык — это язык SMS- сообщений. Гораздо легче поставить смайлик, лайк, чем дать развернутое объяснение. Но надо признать, отчасти уходит среда, которая в этом нуждалась.
Раньше, если нам нравилась цитата, мы ее подчеркивали в книге, потом переписывали в блокнот или дневник, а сейчас делаем копипаст, почти не затрачивая усилий. Думаю, в ближайшее время будет востребовано все то, для чего нельзя написать компьютерную программу. В том числе, в интернете растет спрос на грамотные, оригинальные тексты. Достаточно посмотреть биржу фриланса. На сегодня в одной из них размещено почти 2 тысячи активных заданий, средняя цена — 18 тысяч рублей.
Вместо кадровика — договор онлайн, вместо почтальона — дрон, магазин без кассиров, учитель по Zoom…Технологии вытесняют человека. Многие знания устарели, но все ли из нас сумеют получить новые? Правда ли, что существует тревога обучения? Что это такое?
Тахир Базаров: Тревога обучения — страх перед новым, когда ломается привычный ход вещей. Из чего складывается тревога обучения? Первое: ожидание трудностей: «у меня не получится». Второе: возможное падение самооценки «если я чему-то учусь, значит, я чего-то не знаю». Третье: нежелание расстаться с привычкой: «и так все хорошо, зачем менять что-то»?
Если речь идет о людях 40+, то для них существует страх потерять собственную идентичность: «Я был журналистом, технологом, педагогом, теперь я должен поменяться. Каким я буду?»
Как преодолеть тревогу обучения? Надо честно ответить себе на вопросы: «Кто я и чего я хочу?», «Могу ли я управлять собственными эмоциями, настроением?», «Готов ли к тому, что придется соотносить свои действия с кем-то другими, встраиваясь в учебный процесс?» (Вам же придется в определенное время делать задания, выполнять проекты, отправлять тесты, вести дневник, отвечать на вопросы преподавателя).
Тревога обучения — это только про взрослых?
Тахир Базаров: Она про всех, кому не повезло с учителями начальной школы.