Интерактивный урок «30.10» в День памяти жертв политических репрессий прошел в российских школах. Площадками проведения просветительской акции «30.10» в 2020 году стали школы, музеи, библиотеки, культурные и молодежные центры республик Ингушетия, Коми, Калмыкия, Красноярского и Приморского краев, Иркутской, Томской, Архангельской и Магаданской областей.
Акция «30.10» — это интерактивный урок для школьников 9-11 классов, нацеленный на знакомство с историей массовых репрессий, ее обсуждение и осмысление. На уроке школьники поговорили о системе лагерей ГУЛАГ, важности сохранения памяти о них, о культуре исторической памяти и коллективной памяти о тех трагических событиях.
— В большинстве школ России тема массовых репрессий не затрагивается вне курса истории, где ей посвящено несколько абзацев учебника, — говорит директор Музея истории ГУЛАГа и руководитель Фонда Памяти Роман Романов. — Мы предлагаем школам формат, наиболее подходящий для первого разговора об этом периоде истории. Кроме просветительской акции «30.10» Музей истории ГУЛАГа разработал Урок Памяти — методическое пособие для проведения школьного урока о массовых репрессиях в 9-11 классах. Мы надеемся, что в дальнейшем Урок Памяти войдет в учебные планы российских школ всех регионов.
А пока в ходе акции «30.10» школьники вместе создавали образ истории XX века, им рассказывали о биографиях репрессированных людей, внесших существенный вклад в развитие страны. Участники акции знакомились с новыми литературными произведениями о периоде репрессий — романом Захара Прилепина «Обитель» и романом Гузель Яхиной «Зулейха открывает глаза» — художественными книгами, удостоенными литературной премии «Большая книга». Школьники также провели самостоятельные исследования — социологический опрос среди друзей и родственников об их отношении к массовым репрессиям в СССР.