Воспитание гиперактивного ребенка требует максимальной отдачи сил, терпения и безграничной любви к своему чаду. Как не сорваться и не усугубить ситуацию криками? Как найти общий язык с ребенком, который порой бывает неуправляем? И как помочь ребенку скорректировать поведение и научиться жить в окружающем мире, не причиняя другим дискомфорта своими действиями?
Эти и многие другие вопросы задают себе родители малышей с диагнозом гиперактивность. Именно диагнозом, поскольку гиперактивность является последствием микротравмы мозга, произошедшей внутриутробно или в процессе родов. Такого диагноза не стоит пугаться и отчаиваться, на психику ребенка и его умственные способности особого влияние болезнь не оказывает, а при хорошей корректировке поведения и тренировок памяти из гиперактивных деток вырастают вполне смышленые, веселые и отзывчивые ребята.
Воспитывая гиперактивного ребенка, прежде всего необходимо запастись терпением и начать воспитание с себя. Для начала необходимо ввести график, по которому будет распланирован ваш с малышом день. Маленьким детям намного легче идти, когда они знают конечную точку пути, поэтому привыкнув к распорядку дня им легче самодисциплинироваться и не оказывать сопротивления родительским указаниям. К 4-5 годам ребенок будет сам напоминать, что ему необходимо сделать.
Многие родители совершают ошибку, думая, что ребенок, находящийся в постоянном движении, скорее устанет и уснет. Безусловно, такое мнение ошибочно, поскольку перевозбуждение мозга не дает ребенку отдохнуть и изматывает его физически. Чтобы уснуть, ему необходимо успокоиться. Вспомните себя накануне какого-то важного события – вам так же было трудно уснуть из-за большого волнения. Перед сном необходимо исключить активные игры и просмотр развлекательных программ. Придерживаясь режима, укладывайте ребенка в одно и то же время, желательно после купания или расслабляющего массажа.
Неспособность длительное время удерживать внимание на одном предмете или действии может помешать обучению. Для того чтобы обучить ребенка грамоте или математике придется постоянно подогревать его интерес. Длительная умственная деятельность может утомлять гиперактивных детей, поэтому необходимо делать паузы. Пускай сначала перерывы будут через каждые десять минут, через несколько дней домашних занятий уменьшите паузы и увеличьте расстояния между ними.
При воспитании ребенка с таким диагнозом очень важно не переходить на крик, поскольку находясь в постоянном перевозбужденном состоянии, ребенок перестает что-либо воспринимать. Напротив, размеренный голос с важными словами, которые вы будете повторять, успокаивает ребенка и дает ему возможность сконцентрироваться и задуматься.
Ожидать немедленного исполнения требования совершенно бессмысленно, но чтобы добиться положительного результата, потребуется много времени и разговоров. Для того чтобы ребенок усвоил правило, его нужно повторять изо дня в день без оговорок и исключений, показывать на собственном примере и объяснять, почему так нужно делать, а так – нельзя.
Гиперактивность – это не приговор, но без вмешательства родителей, постоянного контроля и воспитания ребенку трудно будет влиться в общество, научиться управлять своими желаниями и настроением. Поэтому в самый важный период воспитания – от двух лет до семи, когда закладываются основные правила поведения в обществе, – не упустите из-под контроля и скорректируйте поведение малыша.