Ребенок смышленый, вроде все понимает, но не говорит или говорит слишком мало по сравнения со сверстниками? Что это – задержка речевого развития у ребенка или вариант нормы? Когда стоит беспокоиться, если ребенок не хочет или не может разговаривать?
Проблема задержки речевого развития очень серьезная, но часто родители не обращают на нее внимания или замечают неладное слишком поздно.
Малыш может быть развит по возрасту физически, но с общением у него возникают проблемы.
Формирование речи – это сложный многоступенчатый процесс. Здесь задействован не только речевой аппарат, но и слух, состояние нервной системы иннервирующей важные центры и мышцы. Новорожденный ребенок не умеет говорить.
Понимание и становление речи происходит постепенно.
- Сначала новорожденный ребенок только плачет, затем появляются первые «агу».
- К 5-6 месяцам запас звуков становится богаче и малыш мажет произнести «мама», «баба».
- С 6-8 месяцев активно подключается слух, ребенок начинает повторять звуки, произнесенные животными.
- В 8-9 месяцев ребенок начинает постепенно понимать значение произнесенных слов. Очень важным элементом становится интонация, с которой произнесено слово, для его правильного восприятия ребенком.
- Короткие фазы в речи ребенка появляются к 1,5 – 2 годам. Это простые фразы типа «дай мяч», «кушать пойдем».
- К 3 годам речь малыша становится богаче, в словарном запасе накапливается 300 – 320 слов. Он может по просьбе рассказать о каких-либо событиях.
- В 4 года малыш активно пользуется вопросами «где?», «кто?», «когда?», почему?». Словарный запас 1200-1500 слов.
Развитие речи у ребенка зависит от его типа высшей нервной деятельности
Ребенок сангвиник — уравновешенный, с нормальной возбудимостью, речевая функция формируется в соответствие с возрастными нормами. Он говорит громко, понятно, правильно выделяет слова интонацией, мимикой, жестами.
Ребенок флегматик отличается от сангвиника замедленной реакцией. Такие дети быстро обучаемы. Они спокойные, уравновешенные, но безэмоциональные.
Ребенок холерик – сильный, эмоциональный, с повышенной возбудимостью, с неустойчивыми эмоциями, бывают аффективен.
Ребенок меланхолик с пониженной возбудимостью, с невыразительной невнятной речью без эмоций. Такие дети начинают поздно говорить и их речь медленно развивается.
Основные причины задержки речевого развития у детей
Основные причины задержки речевого развития у детей кроются еще с перинатального периода.
Если во время беременности мама перенесла инфекции, были осложнения в родах, то есть вероятность того, что малыш начнет позже разговаривать. Почему так происходит? Инфицирование плода, анемия, гипоксия, асфиксия в родах и другие факторы провоцируют поражение центральной нервной системы ребенка.
Кроме того, есть и другие причины поражения головного мозга, которые происходят после рождения малыша.
Поражение слухового аппарата. Малыш плохо слышит и поэтому не может воспроизвести нормальную речь.
Поражение артикулярного аппарата. Врожденные пороки развития, такие как заячья губа, волчья пасть могут стать причиной невнятной, гнусавой речи у ребенка.
Если окружающие понимают малыша с полуслова или ему не с кем поговорить, то он не говорит вовсе. Недостаток общения очень часто бывает причиной ЗРР. Чаще всего это происходит в неполных семьях , или в семьях, где родители постоянно заняты, нет бабушек и дедушек и малыш предоставлен сам себе.
Диагностика и лечение задержки речевого развития
Если вы стали замечать, что речь вашего ребенка не соответствует возрастным нормам, то стоит обратиться к специалистам.
Необходимо посетить невропатолога, логопеда и психотерапевта.
Не бойтесь, что лечение сразу будет медикаментозным.
Если причина кроется в психоэмоциональном факторе и недостатке общения, то это легко устранимо. Создайте благоприятную атмосферу в семье, уделите больше внимания малышу, привлеките к общению с ребенком большее количество людей.
При нежелании ребенка говорить, обусловленного угадыванием всех желаний малыша для коррекции задержки речевого развития, необходимо, прежде всего, изменить свое поведение. Есть хорошие отзывы родителей, дети — молчуны которых занимались по системе Домана.
Если причиной речевых расстройств послужили неврологические нарушения, то соответствующее лечение назначит врач-невропатолог. Курсы приема ноотропных препаратов улучшают кровоснабжение головного мозга и увеличение активности речевых зон.
Цель данного раздела — помочь родителям не только вооружить семью знаниями важности физического воспитания для гармоничного развития ребёнка, но и дать конкретные рекомендации, как осуществить эту работу дома, какие при этом использовать средства и методы, какие создать условия, как наладить рациональный режим, чтобы ребёнок рос здоровым и счастливым. Забота о здоровье ребёнка — это гарантия здорового образа жизни, которого он будет придерживаться даже тогда, когда станет взрослым. И, конечно, важно, чтобы был здоров ребёнок, должна быть здорова и мать.