Каждое новое слово ребенка – предмет гордости родителей. Дети индивидуальны, поэтому и говорить они начинают в разном возрасте, однако важно не упустить момент, когда речевое развитие оказывается нарушенным. Это явление пугает многих, однако не является редкостью. Речевые дисфункции наблюдаются в возрасте 2-4 лет у одного ребенка из десяти. Игнорировать проблему нельзя, поскольку это чревато различными дефектами. Своевременная постановка диагноза позволяет скорректировать речь уже к 5-6 годам.
Africa Studio / Shutterstock.com
Первичное определение нарушения речевой функции
Этапы формирования речи условны. Для первого года жизни нормально, если ребенок осваивает так называемые лепетные слова, а основные, состоящие из двух повторяющихся открытых слогов, произносит уже к 9-12 месяцам (например, «мама»). В этом возрасте можно заметить некоторые нарушения функционирования слухового аппарата, нарушения речевого развития становится явными к 2-3 годам.
Определить это можно по следующим признакам в зависимости от навыков малыша в определенном возрасте.
Если этого не происходит, необходимо пройти обследование для исключения нарушений речевого развития у следующих детских специалистов:
- дефектолога (или психолога, психиатра);
- логопеда;
- невропатолога;
- отоларинголога.
Причины нарушения речевого развития
В целом можно выделить несколько групп причин нарушения речевого развития.
1. Патологии внутриутробного развития
- вредные привычки (табакокурение, употребление медицинских препаратов, алкоголя, запрещенных веществ);
- гипоксия;
- инфекционные заболевания женщины во время беременности;
- несовместимость групп крови матери и ребенка;
- попытка прерывания беременности;
- работа на вредном производстве;
- рождение ранее или позднее срока;
- стресс;
- травмы в период вынашивания.
2. Родовые патологии
- асфиксия;
- недостаточная масса тела (менее 1 500 г);
- необходимость прохождения реанимационных манипуляций;
- травмы, полученные в процессе родоразрешения.
3. Заболевания в первые годы жизни
- инфекции, влияющие на снижение и потерю слуха (воспаления, менингиты);
- повреждение неба;
- травмы головы и головного мозга.
adriaticfoto / Shutterstock.com
4. Наследственность
Нередко нарушения речевого развития наблюдаются в том случае, если с подобными проблемами в детстве сталкивались мать или отец. Наиболее распространенными причинами бывают:
- аномальное количество или строение зубов;
- дефект неба;
- заикание;
- неправильный прикус;
- патологии развития речевых зон в головном мозге.
5. Неблагоприятная атмосфера в семье
Ошибочно полагать, что нарушениями развития страдают дети в семьях, в которых родители ведут разгульный образ жизни. Одной из причин речевой дисфункции может стать недостаток общения с родителями, в особенности с матерью.
Разновидности нарушения речевого развития
Патологии развития делятся на клинико-педагогические, подразумевающие нарушения в устной и письменной речи, и психолого-педагогические – фонетико-фонетическое и общее недоразвитие, а также заикание.
1. Клинико-педагогическая классификация
Патологии развития устной речи делятся на два типа.
1. Фонационные – ребенок все понимает, но испытывает трудности с воспроизведением слов.
2. Структурно-семантические – ребенок не воспроизводит слова на слух и не понимает, что от него требуется.
В некоторых случаях наблюдаются также дисфункции письменной речи при отсутствии патологий в устной:
- дислексия – сложности в восприятии букв, приводящие к неправильному произношению слов при чтении;
- дисграфия – смешивание или пропуск букв при письме.
Photographee.eu / Shutterstock.com
2. Психолого-педагогическая классификация
В данную подгруппу речевых дисфункций вошли характерные для нарушения коммуникации состояния.
Фонетико-фонетическое недоразвитие характеризуется неправильным восприятием и воспроизведением только отдельных фонем, причем только в родном языке.
Общее недоразвитие наблюдается в случаях, когда ребенок начинает говорить позднее, чем сверстники, у него бедный словарный запас и дефекты дикции.
Заикание характеризуется правильным восприятием и воспроизведением слогов и слов с затруднением коммуникативной функции без других патологий.
Что делать?
Если вы подозреваете, что у ребенка нарушена речевая функция, понаблюдайте за ним в течение небольшого периода времени, чтобы исключить патологии социального (аутизм) или психологического развития. Для этого необходимо ответить на следующие вопросы.
Ведет ли малыш себя так же, как и другие дети, охотно ли играет с ними?
Каким образом он общается со взрослыми и делает ли это вообще?
Понимает ли он простую речь и выполняет ли просьбы и поручения?
После этого необходимо пройти обследование у специалистов, уже упомянутых выше, в случае необходимости начать лечение и занятия по коррекции речи.
Photographee.eu / Shutterstock.com
Как и с любой проблемой, чем раньше будет диагностировано речевое развитие у малыша, тем больше шансов на эффективное восстановление коммуникативных функций. Не забывайте, что поставить правильный диагноз и назначить соответствующее лечение может только врач.