Ежедневное чтение с ребенком помогает расширить его словарный запас, развить воображение и пространственное мышление, погружает в совершенно другой мир новых эмоций и приключений. Однако все эти путешествия зависят от правильности совместного чтения. Советами, как сделать это правильно, поделится сооснователь клуба online-чтений «Под одеялом» Дина Бердникова.
Фантазируйте вместе с ребенком
Перед тем как открыть самую первую страницу книги, пофантазируйте вместе с ребенком о событиях и героях, исходя из названия книги. Например, перед вами книга «Маленький Мук». Начните придумывать вместе, при этом ничего еще не зная о сюжете. С чего начинается первая страница? А может, вначале стоит определиться, это будет сказка (тут можно обсудить, что такое сказка) или рассказ? Решили, что сказка? Как у нас сказка обычно начинается? «Жили были…»
Если ребенку трудно начать самому, начните первыми. Старайтесь, чтобы ваш сюжет был ярким и все время следите, чтобы ваш малыш был вовлечен, чтобы он перехватил инициативу и начал придумывать дальше сам. Когда у вас уже получится остросюжетная драма, смело открывайте книгу со словами «Вот что получилось у нас, а вот что придумал писатель В. Гауф».
Завлекайте с первых страниц
Первые три страницы самые решающие в вопросе, будет ли вашему слушателю интересно читать книгу дальше. Здесь важно начать читать максимально увлекательно, сразу придумать голоса разным персонажам, словесно нарисовать яркую картину сюжета.
Не бойтесь жестикулировать
Не бойтесь размахивать руками, топать ногами, высовывать язык и корчить страшные гримасы — это все необходимо даже для самых взрослых слушателей, но при этом никогда не читайте так, как бы вам самим не понравилось. Не сюсюкайте, если только это не часть персонажа, и не читайте голосом рассказчика, само повествование читайте вашим самым обычным голосом.
Не бойтесь затянутого начала
Если начало затянутое, у вас есть два варианта:
Признаться вашему ребенку сразу, что начало нудное, но вы сможете быстро прорваться, потому что дальше интересная история
Сократить начало до минимума и поскорее перейти к сюжету. Как это ни забавно, к началу можно вернуться в любой момент. Когда книга уже прошла проверку на прочность и вы уверены, что ребенок готов ее читать или слушать дальше.
Обсуждайте с ребенком сюжет книги
Старайтесь останавливаться и обсуждать то, что на данный момент происходит в книге. Задавайте вопросы от «А какое мороженое ты бы выбрал?» до «А как ты думаешь, почему Маша съела мороженое и ни разу не улыбнулась? А у тебя бывает так, что ты вроде бы весело проводишь время, а все равно грустно? А как ты с этим справляешься? А я вот например….» Обязательно рассказывайте честные истории про себя, вспоминайте ваше детство или то, что случилось вчера на работе. Книга дает вам отличный повод узнать больше о ребенке, поделиться своим опытом и стать ближе.
Объясняйте трудные слова
При прочтении книги останавливайтесь и объясняйте трудные слова. Многие слова мы встречаем только в литературе, многие устарели, а многое можно понять из контекста, но порой от непонятного слова неясен сюжет. Обязательно объясняйте, а если и сами не знаете — загляните вместе в словарь. Конечно же, не стоит громко удивляться, что ребенок может не знать даже самого простого слова. Также не стоит превращать чтения в работу со словарем. Какие-то слова и вовсе можно пропустить.
Запомните, неправильного мнения не бывает
В ваших обсуждениях не может быть не правильного мнения. Оставьте это для школьных учителей. В семейных чтениях любой ответ прекрасен, тем более, если он искренний. Даже если вам ребенок признается, что он мечтает никогда больше не учиться, как герой из книги, подхватите это и помечтайте вместе!
Благодаря этим советам семейные чтения станут интереснее, научат вас и вашего ребенка стать ближе друг к другу и полюбить совместное времяпрепровождение. Безусловно, найти правильный подход возможно только индивидуально, поэтому можно и даже нужно добавлять собственные методики в чтение.