Анна Чепик, руководитель частной начальной школы Prima Schola и сети детских центров развития «Чудо-Школа Умница».
Как справиться с этим важным этапом и уменьшить стресс?
Совет первый: Тщательно выбирайте
Лучше это делать минимум за два года до поступления. Ребенку очень сложно менять школу, поэтому учитывайте все, что потом может перерасти в проблему. Самый лучший способ — внимательно изучить отзывы, не полениться сходить в школу и побеседовать с родителями учеников начальных классов. Многие родители выбирают школы по рейтингам и престижу, гонятся за гимназиями и специализированными школами со сложносочиненными программами с большими нагрузками. Но для начальной школы не так важен рейтинг, как преподаватель. Именно от учителя, его профессионализма, характера, мотивации и доброты зависит, как быстро ребенок адаптируется к школе и его академические успехи.
Не гонитесь за количеством знаний, а обратите внимание на качество. Иностранные языки и олимпиадная математика никуда не убегут — их можно добавить в качество дополнительного образования и в третьем, и в четвертом классах при условии, что ребенок легко справляется с основной учебной нагрузкой.
Совет второй: Готовьтесь к школе заранее
Часто родители вспоминают о подготовке к школе за год до поступления и ищут курсы, где бы их детей посадили за парты и дали знания первоклассника. А ведь важно, чтобы ребенок мог легко взаимодействовать со взрослыми и другими детьми, был внимательным, дисциплинированным, но при этом открытым, активным и мотивированным. В возрасте от 3 до 5 лет важно научить ребенка правильно общаться с другими детьми и взрослыми — в формате игры или в рамках развивающего процесса. Этот навык в будущем поможет ему успешно и эффективно влиться в новый коллектив взрослых и детей в школе.
Очень часто в качестве подготовительных курсов родители выбирают занятия при школе.
Эти занятия, по сути, дублируют программу 1 класса начальной школы и не рассчитаны на этот возраст. А ведь до 6−7 лет лучше обучать ребенка в игровой форме, через движение, а не сажать его за парту. Так он быстрее освоит материал и сохранит интерес к учебному процессу в школе. Поэтому отдавайте предпочтение тем курсам, центрам развития, где занятия проводятся по авторским игровым методикам, где есть индивидуальный подход к каждому ребенку и где в группе не больше 8 человек.
Совет третий: Школа — это праздник
Изменение режима дня, новые требования и нагрузки часто вызывают у ребенка много переживаний и чувство неуверенности в себе. Не требуйте от первоклашки очень много, а помогайте ему на всех этапах обучения. Хвалите его за все успехи, а в неудачах поддерживайте. В начале первого класса важно сразу наладить режим дня и освоить определенные правила вместе с ребенком. И желательно это тоже проделать в форме игры. Например, мы вместе вечером готовимся: ребенок — к школе, мама — к работе: кто быстрее соберет свой «портфель»? Или изучаем математику, а на выходных устраиваем соревнование, кто быстрее сделает домашнее задание: мама или ребенок? Победителю — приз.
В то же время с первых дней учебы надо ребенку дать понять, что теперь он взрослый, у него новая, очень значимая социальная роль, которая требует от него ответственности и самостоятельности. Положительный эмоциональный эффект оказывает празднование 1 сентября. Сделайте этот день важным семейным праздником с первого класса, и тогда школа будет у ребенка ассоциироваться с чем-то радостным и невероятно интересным.
Совет четвёртый: Помогите завести друзей
Признание в коллективе и хорошее настроение — залог хорошей учебы. Если ваш ребенок стеснительный и ему тяжело сделать первый шаг, помогите ему завести друзей в классе. Узнайте, с кем он хочет подружиться, и организуйте совместную прогулку вне школы или вообще пригласите этого потенциального друга в гости. В неформальной приятной обстановке детям нужно совсем мало времени, чтобы стать хорошими друзьями.
Совет пятый: Не опускайте руки
У всех детей разная скорость адаптации и восприятия материала. Далеко не всегда плохая успеваемость в первом и втором классах означает, что ребенок будет тянуться в хвосте и дальше. Просто некоторым детям требуется чуть больше времени, чтобы проявить себя.
Если вы видите, что ваш ребенок тяжело справляется с учебой, а во всем остальном в школе не испытывает трудностей, то достаточно чаще заниматься с ним дополнительно. Это можно сделать своими силами, попросить учителя или обратиться в репетиторские школы. Главное — помочь ребенку, его поддержать!
Если все средства перепробованы, а ребенок идет в школу со слезами на глазах, часто болеет и плохо учится, стоит обратиться к детскому психологу. Важно очень быстро обнаружить проблему и принять срочные меры по ее решению. Школа, в отличие от детского садика, — это обязательная часть жизни любого человека, поэтому важно, чтобы она оставила только хорошие воспоминания.