Сегодня на площадке Петербургского экономического форума состоится пленарная дискуссия «Оружие массового обучения». Современная реальность внесла серьезные коррективы в процесс образования всех уровней и переподготовки кадров. Если раньше полученных в вузе знаний специалисту хватало лет на 30-40, то есть до выхода на пенсию, то теперь их надо пополнять практически непрерывно. А тренд на онлайн обучение послужил импульсом для развития EdTech компаний.
О том, как они сейчас чувствуют себя на рынке, мы попросили рассказать одного из участников дискуссии, гендиректора GeekBrains Александра Волчека.
Как участие в форуме может повлиять на дальнейшее развитие бизнеса?
Александр Волчек: Наша компания реализует около ста проектов для корпоративного сектора, поэтому подобные мероприятия стараемся не пропускать, учитывая, что GeekBrains один из лидеров рынка дополнительного профессионального образования. В рамках форума планируем, в частности, заключить соглашение с Республикой Татарстан о реализации совместных программ обучения и других проектов. Всех подробностей раскрывать пока не стану.
Прошлый год подтвердил актуальность онлайн обучения в России и в мире. Конкретно ваша компания какие услуги и продукты предлагает рынку?
Александр Волчек: У нас два больших блока. Технологическая платформа, и в ее рамках — собственные программы обучения разных форматов. Это курсы, уроки, лекции, стажировки и т.д. Есть центр карьеры и трудоустройства, где люди размещают свои резюме, а компании — вакансии. Есть центр сертификации и тестирования. И большое разнообразие с точки зрения подачи знаний: статьи, видеоролики, мероприятия онлайн и офлайн, вебинары. В день обслуживаем около ста тысяч пользователей. Обучение касается в основном цифровых профессий, в которых ощущается нехватка специалистов: программирование, дизайн, маркетинг и управление.
Фото: Пресс-служба GeekBrains
Сильная ли сейчас конкуренция среди EdTech компаний и возможно ли здесь перенасыщение рынка?
Александр Волчек: Не могу сказать, что конкуренция очень сильная. Она скорее здоровая. Конечно, количество игроков увеличивается, но перенасыщение в ближайшее время возникнет вряд ли. Пока в стране в цифровом сегменте задействовано менее двух процентов населения. Поэтому мы считаем, что находимся у самого истока роста рынка. Хороший рост будем наблюдать через пять лет. А оживленный рынок увидим лет через десять.
На Ваш взгляд, нуждаются ли EdTech компании в поддержке государства? Или пандемия, переведя образование в онлайн, автоматически поддержала спрос на их услуги и продукты?
Александр Волчек: Рынок образования, по крайней мере, нашей страны поддерживается государством. И его игроки нацелены на то, чтобы обучать не вип-население, а дать возможность получить образование каждому человеку. У GeekBrains огромное количество бесплатных программ, по которым учатся около 250 тысяч человек. Если говорить про поддержку государства, понятно, что это вопрос финансирования развития инфраструктуры и совмещения онлайн и офлайн. У нас сегодня, к сожалению, нет системы отдельного кредитования на образование для молодых людей 17-19 лет. Но постепенно государство начинает задумываться, как поддержать такие слои населения. Школьное образование — это однозначно ответственность государства. А что касается дополнительного профессионального образования, это, как мне кажется, все-таки компетенция бизнеса.
Пандемия, конечно, ускорила развитие EdTech, но не критично: такой рост мы могли бы наблюдать в диапазоне всего нескольких лет. Просто население активизировалось и в рамках одного года сделало небольшой рывок, который, впрочем, и так назревал.
Насколько российские компании EdTech и ваша компания в частности, котируются на внешнем рынке?
Александр Волчек: Не только в России, а во всем мире рынок EdTech только формируется. Это можно видеть по рыночным оценкам стоимости самих компаний: сегодня самая дорогая образовательная платформа в США чуть ли не в 10 раз дешевле, чем та, которая сдает в аренду недвижимость. И самые дорогие EdTech компании в мире находятся в Китае и в Индии.
Конкретно для GeekBrains вопрос выхода на внешний рынок заключается скорее в том, когда мы будем делать активные шаги в этом направлении. В этом году компания организовала представительства в семи странах русскоязычного пространства. Наши продукты русскоязычное население покупает более, чем в ста странах мира. Мы сейчас активно смотрим в сторону Китая, Восточной и Западной Европы.
Готовы выпускать свои продукты на иностранных языках?
Александр Волчек: В ближайших планах — на английском. Но тут есть такой момент. Важно не только, на каком языке программа, но и откуда сам преподаватель. Сейчас рассматриваем вопрос привлечения местных специалистов в перспективных для нас регионах.
Во время тотального офлайна образование в провинции считалось менее качественным, чем крупных городах. Способен ли онлайн уравнять качество образования в стране и соответственно улучшить жизнь в регионах?
Александр Волчек: Вопрос очень хороший и важный. Однозначно: сейчас появилась такая возможность. Двадцать лет назад, чтобы стать программистом, я должен был ехать поступать в в конкретный университет в конкретном городе, специально для этого готовиться. На самом деле это очень тяжелая «точка входа», доступная ограниченному кругу людей.
Сейчас же в любом городке человек за вполне приемлемую плату имеет возможность войти в цифровую среду и изучать программирование, дизайн, аналитику, управление продуктом. И это позволяет активно развивать регионы. Если ли мы в том или ином крае или области обучим пять или десять тысяч человек цифровым профессиям, туда придут крупные компании и организуют там новые рабочие места, и не только цифровые. Хороших программистов всегда не хватало, причем не только в нашей стране. Сегодня российских айтишников с удовольствием покупают иностранные компании. На самом деле их с радостью ангажируют и российские компании. И чем больше будет таких специалистов, тем лучше, потому что это гарантирует достойную оплату труда, а регион проживания специалиста при этом абсолютно неважен.
Мы видим, что приобрести цифровые навыки сейчас стремятся абсолютно разные слои населения. Здесь невозможно выделить одну какую-то целевую группу. Это люди, которым 20 и 30 лет, 50 и 60, кто-то работает, кто-то нет, кто-то хочет сменить профессию, а кто-то желает развиваться в текущей специальности, кто-то живет в маленьком городе, кто-то в большом, кто-то работает удаленно, а кто-то офлайн. И очень важно не воспринимать их как единую безликую массу людей, предлагая одну узкоспециализированную программу. И мы сейчас стремимся дать каждому человеку то решение, которое ему надо здесь и сейчас. Потому что у людей есть разные цели, задачи, потребности и возможности. И разное восприятие информации. И вот такие индивидуальные решения, думается, гораздо важнее в EdTech, чем массовые продажи.
Мы ВКонтактеКомментарии
18:03
Число заявок на регистрацию компьютерных программ возросло на 40%
2021 год отличается существенным числом роста заявок на изобретения. Об этом рассказал руководитель Роспатента Григорий Ивлиев во время ПМЭФ. Одновременно развиваются и новые инструменты патентной защиты
17:43
Путин опроверг участие спецслужб РФ в инциденте с самолетом в Беларуси
Российские спецслужбы никак не связаны с инцидентом с посадкой в Беларуси самолета Ryanair, заявил президент РФ Владимир Путин. «НАТО в опасности, если его руководство делает такие заявления», — подчеркнул глава государства
17:26
Клиенты Газпромбанка смогут поддержать охрану природы
17:06
Путин объяснил отношение граждан к вакцинации
Заставлять людей вакцинироваться от коронавируса в России не будут, лучше стимулировать, но самое важное — это активнее разъяснять необходимость этой меры. Об этом заявил президент Владимир Путин
17:05
Путин: Запад дискредитирует вакцину РФ от COVID по коммерческим причинам
Западные страны называют российскую вакцину от коронавируса «оружием», потому что боятся за свои доходы, заявил президент РФ Владимир Путин. «Я думаю, что это борьба за деньги со стороны тех, кто производит препараты подобного рода», — отметил он
17:00
В Минфине заявили о начале сырьевого суперцикла после пандемии
После окончания острой фазы пандемии коронавируса в мире начался сырьевой суперцикл — период активного роста спроса и цен на сырьевые товары. Об этом рассказал статс-секретарь — заместитель министра финансов РФ Алексей Сазанов
16:47
Вице-президент ГМК «Норильский Никель» Андрей Грачев: Цель — сделать на севере не хуже, чем на большой земле
16:40
Стенограмма: О чем рассказал Владимир Путин на пленарном заседании ПМЭФ
Нынешний форум — одно из наиболее масштабных мероприятий с момента начала пандемии. В дискуссиях в рамках ПМЭФ очно и в режиме видеоконференции принимают участие главы государств и правительств зарубежных стран
16:34
Путин: «Северный поток-2» — чисто коммерческий проект без политических рисков
«Северный поток-2» — это проект, выгодный европейцам с коммерческой точки зрения и не несущий политических рисков^ заявил Владимир Путин. «Тезис о том, это делается в обход каких-то других транзитеров, не соответствует действительности», — добавил президент